Топ-100

Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Интервью

27.05.2015

«Святые не терпят насмешки над ними»

митрополит Павел

Недавний праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари стал поводом поговорить с Наместником Киево-Печерской Лавры митрополитом Павлом о Провидении Божьем, о святых и о… покаянии. Сочетание в одной беседе, касающейся определенного события, таких, казалось бы, разных тем еще раз подтвердило правоту христианского мировоззрения – у Бога нет ничего лишнего, ничего неважного. В мире, созданном Им, все взаимосвязано и каждое деяние, каждая мысль говорит о Его величии, о Его непостижимой мудрости и неизъяснимой любви к нам, грешным.

Об истории перенесения мощей Николая Угодника известно, наверное, все: когда, почему, кем и как это было сделано. Впрочем, многочисленные летописи зачастую противоречат друг другу, а споры о том, где хранятся настоящие святые останки, продолжались в течение нескольких веков. Последние археологические и исторические исследования, вроде бы, разъяснили все разногласия. И примечательно, что предание Церкви оказалось наиболее полным и близким к истине. Это и определило наш первый вопрос к Владыке Наместнику.

— Ваше Высокопреосвященство, Вы не могли бы напомнить именно церковное видение этого знаменательного для всего христианского мира события?

— Если учесть, что существует несколько версий произошедшего, а представители разных Церквей имеют к нему особое  отношение, то разговор об этом может получиться очень долгий. Но если вкратце, то увидим такую картину.

Византия XI века практически растеряла свое могущество. Она не могла защитить не только свои завоевания, но даже исконные греческие территории постепенно переходили под власть турок, отличавшихся крайней жестокостью. Они оставляли за собой буквально пустыню, разоряя города и села, убивая их жителей от мала до велика. Особую ненависть мусульман вызывали христианские храмы, мощи святых, иконы и богослужебные книги. Но крайнюю злобу они испытывали к мощам глубоко чтимого всем христианским миром святителя Николая, епископа Мир Ликийских. За ними была устроена самая настоящая охота.

Один из самых известных случаев святотатства произошел через 350 лет после преставления святого. В 792 году калиф Гарун Аль-Рашид послал начальника своего флота захватить остров Родос, а после этого – отправиться в Миры, чтобы взломать и разорить место захоронения святителя Николая. Первая часть задания была выполнена, но вот вместо гробницы Угодника Божьего сарацины взломали другую, стоявшую рядом. Сразу же после этого на море поднялась страшная буря, и почти весь турецкий флот был затоплен. Такое Божье вразумление остудило пыл мусульман, однако, ненадолго.

То, что турки не оставили своего желания осквернить и уничтожить мощи святителя Николая, особо беспокоило греков-христиан, к тому времени переселившихся на земли Италии. Тем более что со временем вся Ликийская страна была разрушена сарацинами, Миры, хотя и хранили еще греческую культуру и христианскую веру, были захвачены турками, а уцелевшие жители переселились в другое место, в трех километрах от прежнего города.

Храм, в котором пребывали святые мощи святителя Николая, охраняли лишь несколько монахов. Конечно же, уберечь великую святыню от поругания в таких условиях было невозможно. Людям!.. Но Николай Чудотворец сам позаботился о сохранении своих честных останков. В 1087 году святитель явился во сне одному благочестивому и набожному священнику итальянского города Бар (ныне — Бари) и повелел перенести его мощи в этот город: «Пойди и скажи клиру и народу, чтобы они взяли из Мир Ликийских мощи мои и перенесли в здешний город; ибо Господу не угодно, чтобы я оставался там в пустыне».

Весть об этом событии быстро распространилась по стране и венецианцы решили опередить барян – в то время латиняне считали, как бы ты мощи ни достал, они все равно будут спасать. Потому охотники за святынями не останавливались ни перед чем. Тогда были срочно снаряжены три корабля, на которых баряне под видом купцов отправились в путь. Когда они пришли в Миры, то, не зная, где точно находится гробница, пытались подкупить монахов, охранявших святыню. А когда те отказались, их под пытками заставили указать местонахождение мощей. Оказалось, что они покоились под полом одного из приделов.

Сторожа отговаривали барян от кощунства, говоря, что даже императорам не удавалось перенести мощи святителя. Но похитители разбили крышку гробницы, и один из моряков спустился туда, встав прямо на благоухающие миром святые останки.

Поскольку баряне опасались, что ликийцы могут напасть на них и воспрепятствовать похищению, то в спешке забрали не все – приблизительно одна пятая святых мощей осталась в гробнице, наполненной миром. Их-то через десять лет и забрали венецианцы. Кстати, когда они прибыли в Миры, то увидели город полностью разграбленным, в крайнем запустении. Храм был разрушен почти до основания, и остатки мощей Николая Чудотворца сохранились только чудом.

Когда корабли вернулись в Бар, их встретила ликующая толпа. И уже на следующий день 9 мая (22 по н. ст.) мощи Николая Чудотворца торжественно перенесли в церковь святого Стефана. А через год во имя святителя Николая была возведена отдельная церковь. Вот, вкратце, и вся история, но какое широкое поле для раздумий она нам предоставляет!

Возьмем, хотя бы название праздника – перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар. На самом деле, конечно же, это было похищение. Потому греки и не признают этот праздник. Для них он является напоминанием об одном из трагичнейших моментов их церковной истории. Причем трагедия эта произошла по их вине, по их нерадению, по их малодушию. А Русская Православная Церковь приняла это как великое торжество, потому что мы, наученные горьким опытом, видим во всем Промысл Божий — святитель Николай не хотел оставаться в поругании и насмешке. А если замыслимся глубже, то увидим, что Господь отнимает Свою благодать у нерадивых и отдает тем, кто действительно в состоянии ее сохранить.

Да, это было воровство, а с точки зрения греков – кощунство и святотатство. Но если бы не это похищение, то бесценная христианская святыня, скорее всего, была бы утрачена навсегда. И не просто утрачена, а и подвергнута насмешкам и поруганию со стороны сарацин. Так что мы действительно считаем это праздником перенесения мощей и уверены, что все произошло по милости Божьей. Как писал святитель Димитрий Ростовский, Господу было угодно, «чтобы мощи такого светильника миру, душа которого в светлостях небесных приемлет достойную себе честь, и на земле не были без почитания и под спудом, и чтобы обильный источник чудесных исцелений не был без почерпающих из него».

А теперь давайте спросим, могли греки избежать своей позорной участи? Я уверен, что могли. Церковное Предание сохранило для нас свидетельства, что незадолго до произошедшего святитель Николай являлся в видении разным людям, и каждому из них приказал объявить ликийцам, убежавшим из столицы, чтобы они отбросили свой страх перед турками, вернулись в Миры, восстановили храм и содержали его мощи в чистоте и порядке. А если же они не сделают так, то пообещал переселиться в другое место.

Не послушались его жители Мир, не поверили. За свое вероотступничество и были наказаны. И до сегодняшнего дня мы видим и понимаем, что все было по Промыслу Божьему. Николай Угодник, как и сказал, покинул Миры. А вместе с ним ушла и благодать Господня, уступив место мерзости запустения. Мы видим, в каком положении сейчас находится Константинопольская кафедра и как попираются права Вселенского патриарха. Да и цветущего города Миры уже давно нет – теперь это захолустный городишко Демре на юге Турции.

Если раньше Вселенский Патриарх всячески добивался, чтобы весь Православный мир признал его первенство, то сейчас бьется над тем, чтобы его хоть как-то признали турецкие власти. Лично я не признаю деления Церквей на первую и последнюю. Для меня первая – это Иерусалимская Церковь-Мать, а все остальные первенства – ничто. Если сегодня взять по количеству храмов и числу прихожан, то первенство должно быть у Русской Православной Церкви. Но греки всегда любили славу, любили, чтобы им поклонялись. Поэтому так и попущено им от Господа.

Что мы видим сейчас? Некогда могущественного Вселенского Патриарха уже чуть ли не в открытую называют Патриархом Стамбульским. И этому есть причины: по турецкому законодательству Константинопольский Патриарх является всего лишь лидером небольшой греческой общины Стамбула, насчитывающей чуть более трех тысяч человек. А за пределами Турции у него вообще нет никаких прав.

Константинопольской Церкви запрещена любая деятельность, кроме богослужебной: миссионерская, проповедническая, благотворительная… А единственную семинарию и ту закрыли. Да что говорить, если даже свою резиденцию Патриарху удается сохранить только за счет западных покровителей. Да и то она постоянно подвергается нападениям турецких экстремистов при полном попустительстве правительства и полиции. А в 1994 году ее чуть было вообще не уничтожили – мусульманские фанатики, в знак протеста против пребывания центра Вселенской Патриархии в Турции, взорвали несколько бомб.

И в том же году даже ежегодное празднование дня памяти святителя Николая не состоялось: турецкие власти поставили такие условия, что любые торжества стали невозможными. В одной из бесед Патриарх Варфоломей пожаловался, что чувствует себя гражданином второго сорта. Что уже говорить о простых священниках и мирянах! А причины такого бедственного положения лежат за тысячу лет от нас, в Мирах, оставленных малодушными ликийцами, бросившими святые мощи Божьего Угодника на растерзание сарацинам.

И еще одно назидание мы можем вынести из этой истории. Несколько десятков жителей Мир все же успели добежать до кораблей похитителей. Конечно, вступить в борьбу с вооруженными моряками они не могли, и им оставалось только плакать и молить о пощаде: «Отдайте отца и господина нашего, своим покровительством хранившего нас от видимых врагов! Если не всего, то хотя бы частичку его мощей отдайте нам. Как же лишиться нам такого покровителя?». Но было поздно – корабли уже отплывали от берега.

Святая Церковь учит, что покаяние возможно только на земле. Часто можно слышать рассуждения нерадивых людей, мол, юность дана нам для веселья, а вот в старости как раз и настанет время для покаяния. Однако никто не знает, когда придет наш час, потому и нельзя откладывать дело покаяния «на потом». Вероятно, и ликийцы думали, что мощи святителя будут пребывать с ними вечно, и вечно святитель Николай будет покрывать их от врагов. Они испытывали Божье долготерпение и, в результате, получили по заслугам. Так и нам не следует ждать последних дней, ибо за гробом для нераскаянных будут лишь «плач и скрежет зубовный».

Кстати, вы знаете, что и в Киеве могла повториться такая же ситуация, как в Мирах Ликийских? Правда, преподобные Печерские в тот раз защитили себя сами. Я не стану утверждать истинность этого рассказа, я не историк и не постоянный житель Киева — здесь я чуть более 20 лет. Но лаврское предание хранит память о таком событии. В начале 1960-х годов киевские власти решили вывезти из нашей обители все святые мощи. Привели лошадей, поставили гробницы на воз – не идут лошади. Пригнали автотехнику. Поставили мощи в кузова – машины не завелись. В конце концов, вынесли мощи через боковые ворота, и пустили по Днепру. И вот, рассказывают, три дня они крутились по воде на одном месте. А еще через какое-то короткое время случилась Куреневская трагедия 1961 года – прорвало дамбу, и грязевый поток затопил почти весь район. Так Господь явил нам чудо и явно показал, как не стоит относиться к святым мощам.

И вообще, каждое бесчинство ведет к ответственности перед Богом. То, что творилось при императорском дворе, привело сначала к революции 1905 года, затем – к Февральской. А поскольку народ не образумился – к Октябрьской, после которой множество людей пострадало, умерло от голода и холода, погибло от ран и болезней. Уже в наши годы, когда оскудела любовь и вера, произошло сначала восстание 2004 года, а затем и прошлогодний переворот, названный «революцією гідності». А ведь всякая революция – это смерть. И сегодня люди не смотрят на то, что проливается кровь, гибнут чьи-то дети, их дети, они и дальше озлобляются на всех и на вся, умножая гнев, скорбь и печаль. Почему? Потому что нет в них любви, один грех живет в их сердцах. Это о них сказано в 33 псалме: «Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут».
Много еще выводов и поучений можно извлечь из истории перенесения мощей святителя Николая, но если мы поймем и осознаем уже сказанное, то жизнь наша может кардинально измениться к лучшему.

— Владыка, Вы совершенно справедливо сказали, что для Русской Православной Церкви этот праздник является торжественным и великим. Да и вообще, святитель Николай, хотя и не имел никакого отношения к Руси, стал для нас, наверное, самым любимым святым. И вот вопрос, есть ли этому какое-то логическое или богословско-мистическое объяснение?

— Существует множество великих святых, честь и поклонение которым пришло после их кончины. Есть много святых, имена которых вообще не дошли до нас, о которых мы не знаем совсем ничего. Но есть и такие святые, которых почитали еще при жизни, называя праведниками и преподобными. Это те святые, жизнь и подвиги которых проходили на глазах у окружавших их людей.

Это очень хорошо видно на примере близких и любимых нами преподобных Печерских Антония и Феодосия. Казалось бы, преподобный Антоний – родоначальник монашества на Руси, а Феодосий – его ученик. Но ученик был канонизирован раньше учителя и стал первым русским святым, прославленным в чине преподобного. Почему так? Да потому, что жизнь его проходила на виду у людей, он был вхож и в дворянские семьи, и с интеллигенцией тогдашнего времени имел отношения. Он проповедовал, научал, писал книги… Был как бы человеком из народа, и в то же время — святым. А преподобный Антоний, как и другие святые отшельники, которых нашла слава, остается для нас как бы непостижимым, недосягаемым. Один был более близок народу, а другой был строг, созерцал только Божественную славу и имел учеников, которые проповедовали величие Божье остальным. Преподобный Антоний был настолько удален от людей, что даже просил, чтобы Господь скрыл его святые останки, не дал возможности поклонения его мощам. Так оно и случилось.

Много есть таких святых… Что нам известно, скажем, о жизни Марии Египетской в пустыне? Также можно взять пример апостолов. Каждый из них изрядно потрудился. Но к одному народ относится как к близкому и родному, а к другому, можно сказать – с осторожностью. Или, не умаляя Божества, спросим о Божией Матери. Через Нее пришло спасение рода человеческого. Но в Священном Писании Нового Завета Она упоминается лишь несколько раз в Евангелии от Луки, остальные же называют Ее всего лишь Матерью Иисуса. А про Марию Магдалину у всех четырех евангелистов написано. Почему? Есть предание, что Божия Матерь просила, чтобы о Ней много не писали. А писали о Ее Божественном Сыне. Все так и получилось. Скромность, смирение, терпение – они превосходят всякую славу.

Что же касается святителя Николая, то да, действительно, грек по национальности, живший в IV веке в Ликии наверное более всего прославлен именно на Руси. Во многих городах стоят храмы, посвященные Угоднику Божьему, в каждом доме верующего есть святая икона Николая Чудотворца, а имя Николай – одно из самых распространенных.

Логически объяснить это невозможно. Но уже с самого первого времени Крещения Руси святитель Николай был связан с судьбой нашего народа. Так, например, первый русский князь-христианин Аскольд был крещен во имя святителя Николая. Святая равноапостольная княгиня Ольга воздвигла первый на Руси Свято-Никольский храм. И в Свято-Никольском храме же, только в Корсуни, был крещен святой равноапостольный князь Владимир. Ну как тут не задуматься о Промысле Божьем?

— Владыка, а то, что мощи великого православного святого покоятся почти в самом центре католичества, это тоже Промысел Божий? Может быть такое, что их перенесли в Бари для того, чтобы святитель Николай не дал католикам окончательно отпасть от истинной веры?

— Куда уже дальше отпадать? Дальше – только ад. Именно из католицизма пошли практически все секты – от христианских до тоталитарных. Я уже не говорю о последних протестантских безумиях типа женского священства или венчания гомосексуальных пар. Это такая насмешка, такое кощунство, что об этом даже говорить больно. Да, святитель Николай может уберечь, может помочь… Но для этого он должен видеть желание самих людей. А где оно возьмется, если мир все дальше и сильнее катится в пучину греха. Да что там католицизм!.. Давайте приведем в пример православный Киев, который тоже становится безбожным.

Люди возлюбили тьму. Ересь, раскол, хуление имени Господнего стали обычным делом даже среди православных киевлян. А бесчинства Филаретовской секты, по-другому и не назовешь. Вдумайтесь, человек, называющий себя духовным лидером нации, просит и даже требует оружие для убийства себе подобных. Это же поистине сатанинское желание…

И при этом, сколько святых мощей почивает у нас в Киево-Печерской Лавре. И не только у нас. Святые мощи возлежат по всему Киеву: в Покровском храме – Софии и Анастасии, во Флоровском – Елены, в Голосеевском – Алексия, в Китаево — Феофила, Ионы — в Ионовском. Почти везде и всюду мы видим святыни – Почаев в Тернополе, Святогорье в Донецке, а в Крыму сколько!

Но люди не хотят видеть святых, для них святые – уже не авторитет. Для них авторитетом стали бандиты, святотатцы, кощунники. А ведь мы знаем, что у человека внутри, то и изливается наружу. Какой источник, такая и вода.

А католики… Вспомните их крестовые походы. Прикрываясь именем Господним, они развязали мировую войну, грабеж всех и вся. Они тащили все, что имело хоть какую-то ценность: от мощей и святынь до драгоценностей и золотой посуды. При этом не гнушались нападать на своих единоверцев: баряне вели кровопролитные сражения с венецианцами, венецианцы – с жителями Пизы, а те, в свою очередь, с другими латинянами. Венецианская республика принимала прямое участие в первых крестовых походах. Венецианцы организовали и полностью оплатили самый печально известный поход — Четвертый, который был направлен исключительно против… Византии и Православия. И до сих пор в храмах Венеции покоится великое множество мощей православных святых, захваченных в Константинополе.

Хотя с другой стороны, вы, наверное, правы. Святитель Димитрий Ростовский, которого мы сегодня уже вспоминали, писал, что похищение мощей святителя Николая было попущено для того, «чтобы и Западу не лишиться благодеяний Божиих, получаемых благодаря ходатайству великого архиерея». Не скажу, что в великом благолепии находятся мощи святителя Николая в Бари. Постепенно место их упокоения превращается из предмета поклонения в какой-то бизнес-центр, где роль главного бизнесмена отводится святителю Николаю. Ведь не будь его, кто бы и знал про такой город?

А так к нему со всех сторон приезжают и страждущие, и просто любопытные. И он никому не отказывает в просьбах – ни православным, ни католикам, ни мусульманам. Он всех принимает и вразумляет. И мы благодарим Господа, что Он сохранил для нас Угодника Божьего Николая, дал возможность приложиться к его святым мощам. А с 1969 года Ватикан предоставил православным право совместно служить в крипте базилики. Также раз в неделю в храме совершается богослужение «по византийско-русскому обряду».

Наверное, тысячелетняя история совместного служения Христу, которая была до разделения Церквей 1054 года, таки наложила свой отпечаток на католиков, и они где-то в глубине души чувствуют, где находится Свет Истины. И для нас, православных, в этом заключена особенная честь, что мы можем служить у мощей своих святых. И мне выпадала радость служить в самом Ватикане, на гробнице апостола Петра. А в пасхальные дни, молящиеся там католики, даже крестятся по православному.

— Спаси Господи, Владыка! Будем надеяться, что по молитвам святителя Николая, святых преподобных Печерских и всех святых Киевских, Господь не попустит нам и нашей стране большего горя, чем то, которое мы испытываем сейчас.

— Мы все хотим и стремимся к этому. В христианских погребальных песнопениях наши останки именуются мощами, потому что они являются храмом Духа Святого. Поэтому нужно помнить об этом и жить так, чтобы по смерти нашей, как сказал святитель Крымский Лука (Войно-Ясенецкий), и наши бренные останки стали святыми мощами. И пусть на этом пути милость Божья будет со всеми нами!

Беседу проводил Олег Афонин
Фото Дмитрия Михно

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: