Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Статьи

13.04.2024

О важности Символа веры

ієрод. Никодим

001Во время каждой Божественной Литургии в православных храмах, а в монастырях и за вечерним богослужением, провозглашается исповедание веры. Все самое главное, что необходимо знать и во что нужно веровать для нашего спасения, Святая Церковь изложила в краткой форме. В Никео-Константинопольском Символе веры (названном так по первым двум Вселенским Соборам) нет ни одного лишнего слова, но даже каждая буква имеет значение. Святая Церковь бережно хранит это догматическое изложение, начиная с так называемого Золотого века богословия. Это не означает, что до  IV столетия была какая-то другая вера или святые апостолы не полностью объяснили Евангельское учение в книгах Нового Завета. Наоборот, в день Пятидесятницы, спустя пятьдесят дней после Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, была создана Церковь, обретшая всю полноту Божественного учения. Истина Евангелия не меняется со временем, но облекается в формы, которые наиболее точно выражают ее суть.

«Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину…» (Ин. 16:13), – завещал святым апостолам Сам Господь. И Дух Святой по сей день действует и руководит Церковью Христовой, этим живым и в тоже время неизменным по сущности организмом, в котором «…мы, многие, составляем одно тело во Христе» (Рим. 12:5).

Что же в Церкви неизменно служит ее фундаментом, а что в тоже время делает христианское учение живым и действенным в каждый момент времени до самого Второго Пришествия Христова?

Церковь основана на твердом, непоколебимом камне веры, на основании исповедания апостола Петра, обращенного ко Господу Иисусу: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16:16).

Если бы не было среди христиан разногласий по поводу основ веры, если бы инородные элементы из других религий и языческой культуры не пытались вкрасться и исказить стройное истинное учение Христово, то для всех нас было бы достаточно для спасения этих и других кратких слов апостольского исповедания о Богочеловеке.

Также святой апостол Фома стяжал непоколебимую спасительную веру, увидев Воскресшего Христа, и воскликнул от всего сердца: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). Это чистосердечное исповедание веры в Божественного Учителя сопровождало его в апостольских трудах до самой мученической смерти.

Если человек открыт для действия Святого Духа, просто и непоколебимо верует написанному в Святом Евангелии, апостольских посланиях, то в действительности нет необходимости более подробно расписывать и объяснять догматические положения христианского вероучения.

Но Церковь – живой и действенный организм, который не функционирует отдельно от общества и внешнего воздействия. Именно влияние извне понуждает реагировать и обозначать точными формулировками для внешнего мира четкие границы первоначального апостольского учения.

007Таким образом, дорогие братья и сестры, каждый раз, когда читаем или слышим важные слова Символа Православной веры, не будем игнорировать их смысл, относиться как к чему-либо обыденному, не будем произносить Символ веры как попало и не вдумываясь. Давайте будем обращать сугубое внимание на все, что сказано в нем о Святой Троице, обо всем, что сделал для нашего искупления Богочеловек, о действии Святого Духа, главным спасительным плодом Которого для нас есть Церковь Христова. Если же ревность по Богу побуждает нас углубиться еще больше в вероучение, то будем доверять не столько своим измышлениям, сколько тому, что уже на протяжении длительного времени проверено и утверждено церковным Преданием или хотя бы не противоречит ему.

Доверимся толкованиям святых отцов, которые изъяснили все, что может показаться нам неясным: они ответили заранее на все возможные вопросы. Будем по мере сил также и жить согласно нашей непорочной вере. Постепенно укрепляясь, мы с Божьей помощью сможем терпением и рассуждением противостоять разнообразным внешним бурям, которые в итоге только утвердят здание, основанное на прочном фундаменте. Тогда мы уподобимся благоразумному человеку, «…который построил дом свой на камне…» (Мф. 7:24), а не на песке, и устоим перед всеми невзгодами, чтобы под Покровом Пресвятой Богородицы и молитвами наших Небесных заступников сохранить невредимой свою бессмертную душу для Царства Небесного!

журналист Отдела информации и связей с общественностью Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры иеродиакон Никодим

использованы фотографии росписей Троицкой надвратной церкви и Успенского собора Киево-Печерской Лавры

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: