Топ-100

Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Проповеди

17.05.2009

Проповедь в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

арх. Нифонт (Луценко)

Христос Воскресе!

В нынешний воскресный день Святая Церковь вспоминает беседу Христа Спасителя с самарянкой (Ин. 4, 4-42). Священное Писание не сообщает нам имени этой женщины, но из Предания известно, что ее звали по-гречески Фотиния, что в переводе означает  Светлана. И это не случайно, ибо встретившись со Христом и восприняв от Него свет истины, она сама стала светом, неся его в своей жизни и просвещая этим светом всякого человека, который встречался на ее жизненном пути.

В этом евангельском эпизоде мы, современные люди, вслед за самарянкой, изумляемся чуду прозорливости Спасителя. Нам, как и ей, кажется, что самое удивительное в этой истории то, что Господь всё знает о неправедной жизни жительницы Сихаря. Хотя, на самом деле, нас должно было бы ошеломить совсем другое: удивительное, непостижимое смирение той, с которой Бог говорил у колодца Иакова. Для того чтобы понять, как велико, как неожиданно и потому чудесно смирение самарянки, достаточно просто представить себе, как любой из наших знакомых или друзей упрекнёт каждого из нас в нашем действительном грехе, в нашей постыдной страсти, которую, как ни скрывай, всё равно не скрыть. Разве не всколыхнётся наша душа от обиды и негодования на обличителя? Разве не отыщем мы тут же десяток извиняющих нас обстоятельств? Разве не захлестнёт нас горячей волной обида? На что? На правду!

А что же самарянка? Она оскорбилась? Обиделась? Стала оправдываться? Или, может быть, как мы это часто делаем, сказала со злостью: «Не твоё дело – моих мужей считать»! Нет, эта женщина в ответ на обличение в блудодеянии обрадовалась! Она бросила свой водонос, забыла, зачем пришла из города к колодцу, побежала обратно в город и говорит людям: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин. 4, 29). Вы только подумайте: ни ложного стыда, ни уязвлённой гордости – одна радость!

Жизнь святых людей – это и урок, и школа для каждого из нас, ибо все мы должны стремиться к тому, чтобы по образу святых подвижников веры и благочестия так же достойно служить Богу и всем окружающим нас людям. Но, к сожалению, опыт нашей жизни свидетельствует о том, что мы подчас не в состоянии подражать святым, не в состоянии идти их путем, ведущим от земли к небу. Но, тем не менее, все-таки мы должны учиться у святых и прежде всего — твердой уверенности в следующем: что невозможно человеку – возможно Богу. В этом нас убеждает опыт многих и многих людей, которых ныне мы знаем как святых, как ходатаев, молитвенников и предстателей за нас пред Престолом Божиим. Все они, сознавая свои человеческие немощи, недостатки и грехи, уповая на милосердие Божие, стремились исполнять Его заповеди по мере своих сил и вложенных от Бога талантов. Они на своем опыте восприняли благодать Божию, всеоживляющую и исцеляющую всякий недуг, не только телесный, но и душевный. И вот этот урок все мы с пользой для себя должны извлечь, ибо благодатью Божией, Самим Богом мы спасаемся. Но для этого нам необходимо открыться для благодати Божией, не закрывать свою душу, свое сердце этим всепроникающим лучам Божественной благодати, а открыть себя для Бога.

Есть в нынешнем евангельском повествовании еще один урок, который также весьма полезен для нас. Каждый человек наречен определенным именем. Женщина из евангельского повествования носила имя Светлана. Она восприняла Божественный свет, исходящий от Христа Спасителя, Который Сам о Себе говорил: »Я Свет миру» (Ин. 9, 5). Евангельская женщина пронесла этот свет в своей жизни достойно, высоко и свято. И каждый из нас, имеющий определенное имя, которое имеет определенное значение, должен в своей земной жизни исполнить это значение. Всматриваясь в беседу Христа с самарянкой, мы должны вспомнить другие слова Спасителя, Который, обращаясь ко всем Своим последователям, говорил: »Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). Невозможно удержать свет под спудом. И самарянка, восприняв свет от Христа, понесла его всем тем, кто жил рядом с ней. С благовестием о Христе как о Мессии она пошла к людям, рассказывая о том, Кто к ним пришел и с Кем она имела счастье беседовать.

Есть и иные полезные для нас уроки в этом евангельском повествовании. Помните, самарянка спрашивает у Христа: »А где же можно молиться? Вот вы, иудеи, учите, что необходимо молиться только в Иерусалиме. А мы, самаряне, молимся на этой горе». Откуда этот спор между иудеями и самарянами? Мы знаем из Священного Писания, что когда десять колен отделились от колена Иудина, то они устроили жертвенник на горе Горизим. И там приносили жертвы Богу и совершали свои молитвы. И поэтому не случайно женщина спрашивает Христа, видя в Нем не только величайшего Пророка, но, прозрев в Нем Мессию, Которого так долго ожидало все человечество. И Господь дает удивительный ответ, Он говорит, что молиться надо и не там, и не здесь, т. е. и не в Иерусалиме, и не на этой горе: »Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине…» (Ин. 4, 23)

Отвечая на эти слова, а также на вопрос, что же значит молиться Богу духом и истиной, хочу привести вам в пример объяснения одного из замечательнейших проповедников слова Божия ХIХ века святителя Димитрия, архиепископа Херсонского. Святитель Димитрий говорит: »Молится Богу ДУХОМ тот, кто, произнося слова молитвы, произносит их не одними устами, а всей душею и сердцем; кто, ограждая себя знамением креста Христова, взирает на Самого распятого на кресте Господа; кто, преклоняя выю свою, преклоняет пред Богом и сердце, и душу свою; кто, повергаясь на землю, всего себя повергает в руце Божии в глубочайшем смирении и сокрушении сердца, с полною преданностью воле Божией; кто, предстоя телом пред изображением Господа или Пречистой Матери Его, предстоит духом пред Ним Самим, сидящем на престоле славы, и предстоящею одесную Его Пречистою Материю Его; кто, лобызая устами святую икону Господню, лобызает сердцем своим самыя пречистыя руце и нозе Его».

Отвечая на вопрос, кто молится Богу истиной, святитель Димитрий говорит: »Молится Богу ИСТИНОЮ  тот, у кого душа и сердце оживлены тою самою верою и любовию, теми самыми мыслями и чувствами, теми надеждами и желаниями, которыми дышат молитвы, составленные мужами святыми и духоносными; кто, поклоняясь Богу в храме, не кланяется истуканам страстей своих вне храма; кто, служа Богу участием в Богослужении церковном, служит Ему и самою жизнию и делами своими; кто, называя Бога Отцем своим, действительно любит Его, боится Его, повинуется Ему и исполняет святую волю Его, как истинный сын Его; кто, молясь Отцу Небесному, чтобы святилось в мире имя Его, не оскорбляет Святейшего имени Божия не только делами, но и словами и мыслями греховными. Кто, прося у Бога хлеба насущного, сам не только не отнимает его у других, а разделяет все, подаваемое ему Богом, с другими – неимущими; кто, прося у Господа прощения грехов своих, и сам прощает от всего сердца всякого согрешившего пред ним человека; кто, молясь об избавлении от искушений и наветов лукавого, и сам не поставляет брату своему претыкания и соблазна, не мыслит зла своему сопернику, напротив, любит самих врагов, добротворит ненавидящим его и молится за творящих ему напасть; кто, произнося в молитве священнейшее слово »да будет воля Твоя», искренне готов исполнять все, что повелевает Сия Святейшая воля, претерпеть все по воле Божией и во славу Пресвятого имени Его – до креста и до смерти, подобно как Сам Единородный Сын Божий, заключив молитву Свою словами »буди воля Твоя», пошел c покорностью на страдания и крест. Таковых-то ищет Отец, поклоняющихся Ему!» И заключает свое слово святитель Димитрий следующим призывом: »Так будем, братия мои, и мы поклоняться Богу Отцу своему всегда и везде, тем паче в храме Божием в то священнейшее время, когда совершается здесь Духом Святым великое священнодействие и Таинство веры нашей, когда приносится Святейшая Жертва Тела и Крови Христовой. Так да будем и мы, яко истинные поклонницы, поклоняться Отцу духом и истиною».

Каждый день Церковь даёт нам возможность пережить радость покаяния и обновления, и только от нас зависит, воспользуемся ли мы этой удивительной возможностью, переживём ли мы вновь и вновь чудо обновления, как пережила его женщина из города Сихарь.  Аминь.

Редакция сайта

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: