Топ-100

Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Архив публикаций

31.05.2015

Тайна Святой Троицы

Однажды блаженный Августин, великий учитель Церкви, задался целью постигнуть тайну Святой Троицы. Озабоченный этой мыслью, гуляя  ранним утром на берегу моря, он встретил мальчика, который пригоршней черпал воду из моря и носил ее в небольшую ямку, вырытую на берегу в песке. Засмотрелся Августин и затем в недоумении спросил ребенка: «Что это значит?» Мальчик, улыбнувшись, ответил: «Хочу море перенести в ямку». Блаженный говорит: «Мальчик, ведь это невозможно». «Хорошо, — отвечает тот, — но это мне скорее удастся сделать, чем тебе постигнуть до конца тайну Святой Троицы. Как невозможно капле воды вместить воду безбрежного океана, так невозможно человеческому уму вместить всю тайну Божества».

Святая Троица — Бог Единый по существу и Троичный в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой — является величайшей тайной христианской веры. Троица — это не три бога, но один Бог в трех Ипостасях, то есть в трех самостоятельных персональных (личностных) существованиях. Это тот единственный случай, когда 1=3 и 3=1. То, что есть абсурдом для математики и логики, является краеугольным камнем веры. Христианин приобщается к тайне Троицы не через логику, не через мудрствование, а через покаяние, то есть всецелое изменение и обновление ума, сердца, чувств и всего нашего существа (греческое слово «покаяние» — metanoia — буквально означает «перемена ума»). Невозможно приобщиться к Троице, пока ум не сделается просветленным и преображенным.

Строго говоря, этот один из двенадцати самых больших христианских праздников посвящен определенному событию — сошествию Святого Духа на апостолов через 50 дней после Воскресения Христова. (По этой причине у него несколько названий.) Но для православных он является носителем столь многих смыслов, что по праву стал для славянского сердца самым близким после Пасхи праздником.

Бог открывал Себя людям постоянно, но постепенно: в ветхозаветное время достаточно было знать только о Боге Отце, со времени рождения Спасителя люди узнали о Его Единородном Сыне, а в день сошествия Святого Духа стало известно и о бытии третьего Лица Пресвятой Троицы. Так постепенно и последовательно люди научились верить и прославлять Бога, единого по существу и Троичного в Лицах — Отца и Сына и Святого Духа — Троицу Единосущную и Нераздельную.

О самом событии сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы написал Евангелист Лука в начальных главах своей книги «Деяния святых апостолов». Пятидесятница — то есть пятидесятый день после праздника Пасхи — был одним из трех великих ветхозаветных праздников. Им отмечали принятие Синайского законодательства при пророке Моисее, когда за полторы тысячи лет до Рождества Христова у подножья Синайской горы еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом. Евреи обещались Богу в послушании, а Господь обещал им Свое благоволение.

По времени года праздник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы и поэтому встречался с особенной радостью. Многие евреи, рассеянные по разным странам обширной Римской империи, старались к этому празднику прибыть в Иерусалим. Родившись в других странах, многие из них уже с трудом понимали свой родной язык, однако стремились соблюдать национально-религиозные обычаи и хоть изредка совершать паломничество в Иерусалим.

Для самих же апостолов этот день был наполнен иным смыслом. Они помнили, как готовясь вернуться к Своему Небесному Отцу, Господь Иисус Христос перед распятием объяснил им, что Утешитель — Дух Святой — должен вскоре прийти к ним, чтобы завершить дело спасения людей. «Я умолю Отца, — сказал Господь апостолам, — и Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки, — Духа Истины… Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам… Он — Дух Истины, Который от Отца исходит, — будет свидетельствовать о Мне».

Готовясь к принятию Святого Духа после вознесения Господа на Небо, ученики Христовы вместе с Пресвятой Девой Марией, с некоторыми женами-мироносицами и другими верующими, числом около 120 человек, на Пятидесятницу находились в Иерусалиме в так называемой Сионской горнице. Это было, вероятно, в той большой комнате, где незадолго до Своих страданий Господь совершил Тайную вечерю. Апостолы и все собравшиеся ожидали, когда Спаситель пошлет им «Обетование Отца» и они облекутся силой свыше, хотя точно знать, в чем собственно будет состоять пришествие Духа Утешителя, ученики Христовы не могли.

И вот в девятом часу утра, когда народ обычно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы, над Сионской горницей внезапно послышался шум, как будто от бурного ветра. Шум этот наполнил дом, где находились апостолы, и одновременно над их головами появилось множество огненных языков, которые стали опускаться на каждого из них. Эти языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли. Но еще более необычайным были те духовные свойства, которые они сообщали. Каждый, на кого этот язык спускался, чувствовал в себе большой прилив духовных сил и одновременно несказанную радость и воодушевление. Он начинал чувствовать себя как бы совсем иным человеком: умиротворенным, полным жизни и горячей любви к Богу.

Эти внутренние изменения и новые неиспытанные чувства апостолы стали выражать в радостных восклицаниях и в громком славословии Бога. И тут обнаружилось, что они говорили не на своем родном еврейском, а на каких-то других, неизвестных им языках. Между тем шум, напоминающий бурный ветер, привлек многих людей к апостольскому дому. Увидев стекающийся со всех сторон народ, с молитвами хвалы и прославления Бога на устах апостолы вышли на кровлю дома. Собравшиеся около их дома были поражены непонятным для них явлением. Ученики Христовы, люди по виду необразованные, вдруг начали говорить так, что речь их была понятна всем — каждый, прибывший в Иерусалим из других стран, слышал свой родной язык. Но нашлись среди толпы и циники, которые не постыдились смеяться над вдохновенными проповедниками, говоря, что апостолы, мол, уже успели напиться вина, хоть день только-только начался.

Увидев недоумение людей, апостол Петр выступил вперед и произнес свою первую проповедь, в которой объяснил собравшимся, что в чудесном сошествии Святого Духа исполнилось древнее предсказание пророка Иоиля, говорившего от имени Бога: «В последние дни изолью от Духа Моего на всякую плоть. И будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни изолью от Духа Моего, и покажут чудеса на небе вверху и на земле внизу».

Апостол объяснил, что именно в таком сошествии Святого Духа должно было совершиться дело спасения человека. Чтобы удостоить людей благодати Святого Духа, претерпел крестную смерть и воскрес из мертвых пришедший Мессия — Господь Иисус Христос. Апостольская проповедь была краткой и простой, но поскольку устами Петра говорил Дух Святой, то эти слова проникли в сердца слушавших. Многие из них умилились сердцем и спросили его: «Что же нам надо делать?» — «Покайтесь, — отвечал им апостол Петр, — и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа. И вы не только будете прощены, но и сами получите благодать Святого Духа».

Многие, уверовавшие в Христа по слову апостола Петра, тут же всенародно покаялись в своих грехах, крестились, и к вечеру этого дня Церковь Христова из числа 120 выросла до 3000 человек. Таким чудесным событием началось существование Церкви Христовой, которая, по обещанию Господа, пребудет непобежденной вратами ада до самого конца существования мира!

А сами апостолы из робких и боязливых, какими они были при жизни Спасителя, после сошествия Святого Духа стали мужественными и бесстрашными. Результатом полученных ими благодатных даров было возникновение еще при жизни апостолов множества христианских общин не только в разных частях Римской империи, но и за ее пределами — в северной Африке, Индии, Персии и на юге Скифии. Так благодаря неутомимым трудам апостолов стало распространяться христианство во всем мире, а вместе с этим началось и возрождение человеческого общества.

Но есть в этом празднике рождения Церкви еще один аспект, так сказать, личный для каждого христианина: получив благодать, человек сам становится живым храмом Святого Духа. Вот почему он должен хранить себя от всякого греха, как наставляет апостол Павел: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят, а этот храм – вы».

А напоследок замечу, что День рождения Церкви Христовой имеет большое значение даже для маловерующих и атеистов. Почему? Да потому, что первые христиане показали нам идеал человеческого общежития, воплотили извечную мечту о совершенном, справедливом и милосердном обществе. Вот что пишет Евангелист Лука в книге «Деяния святых апостолов» о жизни христиан в первое десятилетие после Пятидесятницы, когда грубые, жестокие и живущие плотскими интересами язычники, приняв Святого Духа, делались глубоко верующими, праведными, полными усердия и горячей любви к Богу и людям: «Они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении, Причащении и в молитвах. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и раздавали всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме, и преломляя по домам хлеб, принимая пищу в веселье и простоте сердца, хваля Бога и пользовались любовью всего народа… У множества верующих было одно сердце и одна душа. И никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее… Не было между ними никого нуждающегося».

Сегодня мы, к сожалению, уже не сможем жить той простой, радостной, полной любви жизнью, как христиане в первых своих общинах. Но мы можем подготовить свои души к тому, чтобы принять Благодать Святого Духа. И тогда, когда Утешитель коснется наших сердец Своими крылами, мы в полной мере ощутим ту Божественную любовь, выше которой не знает человечество!

Олег Афонин
{multithumb}
Редакция сайта www.lavra.ua

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: