Топ-100

Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Архив публикаций

12.05.2014

«Слово плоть бысть»

{multithumb}
3/16 мая — празднование икон Божией Матери Успения Киево-Печерской, принесенной из Царьграда, Печерской (с предстоящими Антонием и Феодосием) и Свенской.

 «Слово плоть бысть» (Ин. 1. 14). Над уяснением и раскрытием этих слов, т. е. над приближением к пониманию человеческим разумом заключающейся в них величайшей и непостижимой тайны явления Христа во плоти, много потрудились великие христианские богословы, отцы и учители Церкви первых семи веков. Благодаря их трудам, Церковь Христова, просвещаемая Божьей благодатью, насколько возможно, раскрыла и изложила учение о лице Богочеловека в вероопределениях первых шести Вселенских соборов. Она раз и навсегда заключила его в краткие, но точные формулы, тем самым ограждая христологическое учение от еретических искажений и вместе с тем давая простор христианскому богословскому умозрению в пределах, указанных соборными орасами. Седьмой Вселенский собор был посвящен церковному изобразительному искусству. Преодолевая иконоборчество, Церковь четко сформулировала всегда присущее ей учение о иконопочитании. Как соотносится икона с Ветхозаветным запретом на изображение, какая из природ Христа изображается на иконе, какая взаимосвязь образа с Первообразом — вот некоторые основополагающие вопросы, ответы на которые мы находим в деяниях собора.

История чудотворных икон Киево-Печерской Лавры непосредственно связана со строительством Успенского храма. Самая древняя из них и главная лаврская святыня — икона Успения Пресвятой Богородицы. Ее вручила Владычица четырем византийским зодчим, которые в 1073 году принесли икону преподобным Антонию и Феодосию Печерским.  Вот что сообщает об этом Печерский патерик. Зодчие пришли в пещеру к преподобным и спросили: «Где хотите вы начать церковь?»  Святые ответили: «Идите, Господь назначит место». — «Как вы, предсказывая себе скорую смерть, не назначили еще места? — удивились зодчие. — А еще дали нам столько золота». Тогда преподобные призвали всю братию и стали расспрашивать греков, говоря: «Скажите нам истину, кто вас послал и как вы попали сюда?» Зодчие стали рассказывать: «Однажды, когда мы спали в своих домах, рано, на восходе солнца, пришли к каждому из нас благообразные юноши и сказали: «Зовет вас Царица во Влахерну». Мы пришли все в одно время и, расспросивши друг друга, узнали, что ту же речь Царицы слышал каждый из нас и одни и те же посланные были за всеми нами. Наконец, мы увидели Царицу со множеством воинов. Мы поклонились Ей, и Она сказала: «Я хочу построить Себе церковь на Руси, в Киеве, и вот, велю вам это сделать. Возьмите золота на 3 года». — Мы же, поклонившись, спросили: «Госпожа Царица! Ты посылаешь нас в чужую страну, к кому мы там придем?» — Она отвечала: «Я посылаю вас вот с ними, с Антонием и Феодосием». — Мы удивились: «Зачем же, Госпожа, Ты даешь нам золота на 3 года? Им и прикажи заботиться о нас, что нам есть и что пить, и нас одаришь, чем Сама знаешь». — Царица возразила: «Этот, Антоний, только благословит и отойдет от этого света в вечный покой. А этот, Феодосий, отойдет после него через 2 года. Итак, берите золота до избытка. А что до того, чтобы почтить вас, то никто не может сделать это так, как Я. Дам вам, чего и ухо не слышало, и глаз не видел и что на сердце человеку не приходило. Я Сама приду смотреть церковь и буду в ней жить». — Она дала нам также мощи святых мучеников: Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова, Феодора — и сказала: «Это положите в основание». — Мы взяли золота больше, чем нам нужно было, и Она сказала: «Выйдите на двор, посмотрите величину церкви». — Мы вышли и увидели церковь на воздухе. Вошедши опять к Царице, мы поклонились и сказали: «Госпожа Царица, какое имя церкви?» — Она ответила: «Я хочу назвать ее Своим Именем». — Мы не смели спросить, как Ее Имя, но Она опять сказала Сама: «Богородицына будет церковь». — И, давши нам эту икону, сказала: «Она будет в ней наместной». Мы поклонились Ей и пошли в свои дома, неся с собой икону, полученную из рук Царицы». Выслушав это, все прославили Бога, и преподобный Антоний сказал: «Дети, мы никогда не выходили из этого места. Звавшие вас благообразные юноши были святые Ангелы, а Царица во Влахерне — Сама Пресвятая Богородица. А что до нашего образа и данного как бы через нас золота, то Господь ведает, как Он изволил сотворить это со Своими рабами. Благословен приход ваш, добрую спутницу вы имеете, — честную икону Госпожи». Три дня молились преподобные Антоний и Феодосий, чтобы Господь Сам указал ему место для церкви. После первой ночи по всей земле была роса, а на святом месте сухо. На другое утро по всей земле было сухо, а на святом месте роса. На третье утро, помолившись, благословили место и измерили золотым поясом ширину и длину церкви. (Этот пояс еще раньше принес варяг Шимон, которому было видение о постройке церкви.) Огонь, спадший с неба по молитве преподобного Антония, указал, что Богу угодно начинание. Так было положено начало Божественной церкви.

Икона Успения Пресвятой Богородицы прославилась чудесами. Два друга, Иоанн и Сергий, побратались перед ней. Спустя много лет Иоанн смертельно заболел. Он отдал свою часть имущества в Печерский монастырь, а часть 5-летнего сына передал на сохранение Сергию; ему же отдал и сына Захарию на попечение. Когда Захарии исполнилось 15 лет, он захотел взять принадлежавшее ему имущество, но Сергий упорно говорил, что Иоанн все раздал нищим. Он дошел до того, что пришел в Успенскую церковь и поклялся перед чудотворной иконой, что не брал ничего. Когда же он захотел поцеловать икону, то не смог приблизиться к ней, пошел к дверям и вдруг закричал: «Святые Антоний и Феодосий! Не велите убивать меня этому немилостивому и молитесь Госпоже Пресвятой Богородице, чтобы Она отогнала от меня это множество бесов, которым я предан. Пусть берут золото и серебро: оно запечатано в моей клети». Получив свою часть, Захария отдал все имущество в Печерский монастырь, где сам и постригся. С тех пор никому не давали клясться чудотворной иконой.

Икона не раз защищала и страну киевскую от нашествия врагов внешних. В 1677 году, когда турки осаждали Чигирин и Киеву грозила опасность, икону почти в течение всего дня (27 августа) обносили вокруг города. А в 1709 году Богородица благословляла русские войска, шедшие на Полтавскую битву. В 1812 году икону снова обносили вокруг Киева, и с этого времени в Лавре стали еженедельно совершать соборный акафист Успению Божьей Матери перед ее чудотворной иконой. Икона Успения Пресвятой Богородицы написана на кипарисовой доске размером 40 на 29 см и относится к распространенной в Византии иконографической схеме изображения этого праздника. На иконе мы видим  почившую на одре Божия Матерь, у ее главы и ног —  апостолов, из которых, в группе слева, выделяется апостол Петр с кадилом,   а справа — апостол Павел, касающийся ног Богородицы. За одром стоит Спаситель, держащий в руках повитую  пеленами Ее душу, а около Его головы — два Ангела, в руках у которых убрусы. Задний фон за апостолами заполнен архитектурным пейзажем. Во время большого пожара в Лавре, случившегося в 1718 году, один угол иконы немного обгорел. Образ Успения Божьей Матери, кроме лиц и рук, покрыт весь ризою из чистого золота и украшен множеством бриллиантов и других драгоценных камней. Он вставлен в серебряный круг диаметром 67 см,  покрытый звездами. На этом несколько выпуклом круге или щите в технике чеканки, изображены два Ангела, поддерживающие икону, а над ней Бог Отец и Дух Святой — на фоне облаков, в виде голубя. Внизу иконы находится значительное число золотых и серебряных подвесок. Щит этот также украшен многими камнями, а по краям сплошь обложен чеканными головами крылатых Херувимов. Эта святая икона находилась над Царскими вратами в главном приделе Великой церкви и перед началом поздней Литургии и по ее окончании опускалась вниз для поклонения верующими. Размеренный ход  времени был прерван в 1917 году захватом власти большевиками, одной из программных целей которых был воинствующий атеизм. Тем не менее, Успенская икона хранилась в Лавре до 1941 года, когда ее следы были потеряны во время взрыва Успенского собора. Празднование иконе положено дважды в год: 3/16 мая и 15/28 августа. Списки чудотворной иконы находятся в Крестовоздвиженском и Аннозачатиевском храмах над Царскими вратами и, как и прежде, после Литургии опускаются для поклонения.     

Второй, в хронологическом порядке, чудотворной иконой Лавры было алтарное мозаичное изображение Божьей Матери, относящееся  к типу Оранта или Нерушимая Стена. Само создание этого образа было запечатлено чудом. Вот как описывается это событие в Патерике: когда мастера украшали мозаикой алтарь, вдруг образ Пречистой Владычицы нашей  Богородицы и Приснодевы Марии, изобразился сам, а они все были заняты укладкой мозаики внутри алтаря. И увидели все дивное и страшное чудо: засиял внезапно образ Владычицы нашей  Богородицы и Приснодевы Марии  ярче солнца, так что невозможно было смотреть, и все в ужасе пали ниц. Приподнялись они немного, чтобы видеть свершившееся чудо, и вот, из уст того образа Пречистой Богоматери вылетел голубь белый, полетел вверх к образу Спасову и там скрылся. Они все стали смотреть, не вылетел ли он из церкви, и на глазах у всех снова голубь вылетел из уст Спасовых и стал летать по всей церкви. И прилетая к каждому святому, садился, — одному на руку, другому на голову, слетев же вниз, сел за наместной чудной Богородичной иконой. Стоявшие внизу хотели поймать голубя и приставили лестницу, но не нашли его ни за иконой, ни за завесой. Осмотрели всюду, но не нашли, куда скрылся голубь, и стояли все, взирая на икону, и вот снова перед ними вылетел голубь из уст Богородицы и поднялся вверх к Спасову образу. И закричали стоявшим вверху: «Хватайте его!» Те же, простерши руки, хотели поймать его, а голубь вновь влетел в уста Спасовы, откуда вылетел. И вот опять свет, ярче солнечного, озарил всех, ослепляя глаза человеческие. Они же, павши ниц, поклонились Господу.  Этот чудотворный образ погиб в пожаре 1718 года.                                          

Свидетелем  чуда от иконы Пресвятой Богородицы был Алипий, обучавшийся у греческих мастеров иконописи. После росписи Великой церкви он принял постриг в Печерском монастыре и стал здесь писать иконы. С его именем связано появление нескольких самонаписавшихся икон, иконы Успения, донаписанной Ангелом, и чудотворной иконы Божьей Матери Печерская, именуемой со временем Свенской и дошедшей до наших дней. Это название икона получила от мужского Брянского Свенского Успенского монастыря, расположенного на днепровской круче возле Брянска, напротив реки Свены. На иконе изображена Богородица, сидящая на высоком троне и держащая перед собой благославляющего Христа. Этот иконографический тип, очень распространенный в византийской, особенно монументальной, живописи получил название «πλατυτερα». Богородице предстоят преподобные Антоний и Феодосий, причем, иконописец наделил основателей Печерского монастыря настолько индивидуальными чертами, что их изображения имеют оттенок портретности.  История появления этого образа в Свенском монастыре следующая. В 1288 году Черниговский князь  Роман Михайлович, находясь в Брянске, потерял зрение. Услышав о чудесах и исцелениях, происходящих от чудотворной иконы Печерской и от великих чудотворцев Антония и Феодосия, князь послал в Печерский монастырь гонца с милостыней и просьбой прислать к нему, для вымоления исцеления, чудотворную икону. Печерский архимандрит, посоветовавшись с братией, отпустил икону в Брянск, в сопровождении священников, на ладьях. Плывя по реке, сопровождающие икону остановились на ночлег на правом берегу реки Свены. Утром иконы в ладье не оказалось. Поиски привели иноков на днепровскую кручу, напротив Свены. Тут, среди ветвей могучего дуба и нашли чудотворную икону. Услышав про это чудо, князь Роман в сопровождении священников пешком отправился к этому месту, где и получил исцеление от своей болезни. В честь своего чудесного прозрения князь основал на этом месте монастырь и щедро одарил его землей и деньгами, а чудотворную икону украсил ризой из золота и серебра. Тогда же было установлено и празднование Свенской иконы Божьей Матери — 3/16 мая.  Сейчас икона находится в Третьяковской галерее.                                  

Игоревская икона Божией Матери (празднование 5/18 июня), чудотворная, согласно преданию, была моленным образом благоверного великого князя Киевского Игоря (Георгия) Ольговича († 1147). В 1146 году по смерти великого князя Всеволода Ольговича его брат князь Новгород-Северский Игорь был объявлен великим князем Киевским. Однако киевляне тайно призвали  на княжение Переяславского князя Изяслава Мстиславича, который низложил Игоря с Киевского престола и заточил в «поруб» — холодный бревенчатый сруб без окон и дверей (чтобы освободить узника его приходилось оттуда «вырубать»). Там князь тяжело заболел, и ему разрешили принять схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Но пребывание в монастыре князя было недолгим. В ожидании расправы князь-страстотерпец молился перед келейной иконой, которая впоследствии была названа «Игоревская» и почиталась чудотворной. В 1147 году, желая расправы над Ольговичами, киевляне выволокли князя Игоря из церкви и убили его. О молении князя Игоря перед иконой Божией Матери сообщается в «Повести о убиении блаженного Игоря» (рукопись Киево-Печерского патерика, XVI в.). Игоревская икона (размер около 40×31 см) была украшена серебряной золоченой орнаментированной ризой с выгравированным на ней текстом об истории образа. В начале XX века  по заданию Комитета попечительства о русской иконописи художник А. Шинкаренко выполнил копию с Игоревской иконы (без ризы). Это изображение дает представление об иконографии и, отчасти, о стилистических особенностях образа.                                                                                  

Игоревская икона — уменьшенный оплечный извод византийской иконы «Елеуса» (Умиление), по перенесении из Киева во Владимир получившей название «Владимирская икона Божией Матери». Создание уменьшенных вариантов чтимых икон восходит к древней традиции (например, поколенные, поясные и оплечные списки ростовой константинопольской иконы Божией Матери «Одигитрия»). В изводе Игоревской иконы  повторены основные особенности Владимирской иконы Божией Матери: наклон головы Богородицы, поза Младенца, положение Его правой протянутой руки, лежащей у плеча Богоматери, характерный силуэт изображения. Но есть и отличия: взгляд Богоматери отражает Ее созерцательно-молитвенное состояние, он не устремлен к предстоящему, как на Владимирской иконе; левая рука Младенца, которой Он на первообразе обнимает Богоматерь под мафорием, на Игоревской иконе не изображена. Празднование иконы совпадает с днем перенесения мощей благоверного князя Игоря из Киева в Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1150). Позже образ был перемещен в придел апостола и евангелиста Иоанна Богослова Успенского собора Киево-Печерской Лавры, где находился до начала  XX века. В Отечественную войну собор был разрушен, а икона бесследно исчезла. Может быть, она пропала еще раньше — при установлении Советской власти в Киеве.

На иконе «Печерская похвала» изображена ростовая фигура Божьей Матери держащей на руках Предвечного Младенца, сверху — склонившаяся над ними оплечная фигура Бога Отца, а вдоль полей иконы вертикально расположены  поясные изображения избранных святых, под каждым из которых находится мощевик с мощами соответствующего святого. Изначально святыни были вставлены в углубления  выдолбленные непосредственно в иконе и только при реставрации иконы в марте 2000 года они были помещены в латунные мощевики.  С левой стороны изображены евангелисты Матфей, Марк и Лука, святой великомученик Георгий Победоносец, мученик Феодор, святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Иоанн Милостивый. На противоположной стороне: мученик Меркурий, мученица  Евфимия, преподобный Антоний Римлянин, преподобный Александр, блаженный Максим, святой Кирик, святые князья Давид, Феодор и Константин. Вокруг Богородицы, эллипсообразно расположен ряд мощевиков в которых находятся частички Креста Господнего, Ризы Спасовой, Ризы Богородицы, камня с Гроба Господнего, камня из Вифлеема, Мамврийского дуба. (Один из мощевиков в этом ряду невольно привлекает внимание и заставляет задуматься. «Кровь Христова» — гласит надпись на нем. Какая Кровь имеется в виду? Если Кровь Богочеловека, пролитая на Кресте, то это, пожалуй, напоминает легенду о Чаше Грааля и не имеет никакого отношения к православной вере. Если же Кровь Святых Даров, то какая нужда была использовать Ее не для причастия верных, а для «освящения» иконы, вставая тем самым на скользкий путь иконоборческого компромисса. Возможно, тут имеет место влияние католицизма с его сомнительными святынями, особенно распространенными ранее, но все же хотелось бы большей богословской чуткости и верности православному преданию.) Икона украшена серебряной позолоченной ризой, изготовленной мастером Сазиковым в 1840 году. Своим названием она обязана празднику Похвала Пресвятой Богородицы, совершаемому в субботу 5-ой седмицы Великого поста (этот день является и днем празднования иконы). До закрытия Лавры икона находилась в Крестовоздвиженском храме, у левого клироса. Когда в 1961 году монастырь закрыли, иеродиакон Назарий передал икону на хранение в село Сынкивку Броварского района Киевской области. Там ее, в начале 80-х, увидел архимандрит  Софроний (Шинкаренко) стараниями которого икона была перенесена в Золотоношский монастырь, где тогда он служил, и установлена в алтаре Покровского храма. 13 октября 1999 года, в канун праздника Покрова Божьей Матери, святыня была возвращена в Киево-Печерскую Лавру.                             

Икона Божьей Матери, получившая название «Избавительница» (Киево-Барская), была найдена совершенно случайно на чердаке старого дома священником Киевского Покровского женского монастыря о. Тимофеем Шайдуровым в 1970 году.  На потемневшем полотне изображение едва угадывалось и о. Тимофей передал его одной схимонахине, которая благословила своей келейнице отнести икону на Днепр и пустить в реку по течению. Но из благоговения перед святой иконой Богородицы она решила оставить ее у себя и поместила в молитвенном уголке возле других икон. Спустя несколько месяцев изображение на холсте стало вырисовываться все более отчетливо, а  за год оно полностью обновилось. По мнению искусствоведов стиль письма иконы восходит к  концу ХVIII века, она была мастерски написана в характерном для позднего Ренессанса стиле масляными красками. У ног Богомладенца латинские надписи-монограммы : MARIA  и  IESUS HRISTUS, что говорит о западном происхождении иконы.  В 1992 году икона была передана в Киево-Печерскую Лавру, где ее поместили у правого клироса Крестовоздвиженской церкви. В том же году, 20 июня, с этой иконой православная паства встречала своего нового предстоятеля Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Празднование Барской иконы Божией Матери совершается 1/14 октября.

Вот неполный обзор чудотворных икон, связанных с Киево-Печерской Лаврой. Мы упомянули наиболее известные из них, отдавая отчет, что в полном объеме труд сей нам не по силам. Да и грань между чудотворном образом и не чудотворным очень тонкая — в основании каждой иконы лежит чудо воплощения Сына Божьего ради спасения нас грешных.

Архимандрит Илия

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: