Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Проповеди

26.04.2014

Когда мы поймем величину зла, трагедию смерти, тогда для нас во всей полноте откроется торжество Пасхи

митрополит Климент

Проповедь епископа Ирпенского Климента в день престольного праздника в лаврском храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

«Христос Воскресе!

lavra.uaДорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с великой пасхальной радостью, которая в эти дни наполняет наши души и наши сердца гораздо более, нежели какая-то иная радостная весть, которую может услышать человек, живущий на земле. В чем же суть этой пасхальной радости? Каждый из нас должен всегда размышлять о тайне пасхальной радости, о смысле этого торжества. Каждый из нас должен задавать себе вопрос: а почему Церковь называет этот день Праздником праздников и Торжеством из торжеств? Если мы не ответим для себя на этот вопрос, если мы не будем знать об этом, то тогда тщетно будет все то, что произошло в Евангельской истории нас ради человек и нашего ради спасения. Ибо в день Пасхи Христовой, в день Воскресения Господа нашего и Спасителя – кульминация Евангельской истории. То, что было за тысячу лет до этого предсказано пророком, то, что еще на заре человечества и истории миробытия было предначертано Предвечным советом Святой Троицы, все это совершилось в той погребальной пещере, из которой всему миру воссиял свет Воскресения Христова.

О смысле события Воскресения Христова очень ярко, лаконично и в то же время точно сообщает нам тропарь Святой Пасхи. Этот тропарь без устали повторяем мы в дни пасхальной радости: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». То есть, Своею смертию Господь разрушил нашу смерть. И всем тем, кто умер до Воскресения и умирали после на самом деле смерть уже не имеет того значения, которое она имела для рода человеческого до Воскресения Христова. Святые отцы называют смерть самым большим злом в мире, а человек, привыкший жить на земле, привыкший жить всеми теми благами, которыми, подобно росе, покрывает нас земля, источниками разных материальных благ, вот такой человек не думает о том, что является самым большим злом для него. Мы думаем иногда, что самое большое зло – это, наверное, когда мы можем оказаться в нищете, когда не во что одеться и нечего съесть. Может быть, самое большое зло – это болезни. Когда мы хотели бы быть красивыми и все делать, везде успевать, ощущать силы в своем теле, но мы не имеем той силы, и думаем, что болезнь для нас самое большое зло. Мы, может быть, думаем, что зло, когда нас не любят, или не уважают, или не почитают, не воздают нам должной славы,  мы так скорбим, так обижаемся, и все это рассматриваем, как зло и, бывает, доходим до уныния и отчаяния в этом состоянии. И вот, видя такое малое зло в таком обилии в нашей жизни, мы думаем, как преодолеть это зло, мы боремся против недругов наших, стремимся быть самыми успешными, богатыми, преуспевающими, мы хотим быть здоровыми – сколько сил и средств уходит на то, чтобы мы не болели, были красивыми. Но все это закончится и наступает такое время, когда приходит черта этим нашим заботам. Мудро Церковь составляет устав церковный и церковные праздники устрояет так, чтобы научать человека самому главному и на следующей неделе будет день Радоницы, когда  все христиане понесут пасхальную радость своим покойным сродникам усопшим. Мы пойдем на кладбища – и что мы там увидим? Мы увидим могилы только лишь болезненных старцев?  Нет. Огромное множество молодых людей, младенцев, людей в расцвете сил, энергии и устремлений завершили свою жизнь совершенно внезапно. И такое тогда зло для них является самым высшим злом? Какая беда самой большой бедой для человека является? Нет высшего зла и высшей трагедии для человечества, нежели грехопадение, которым вошла в нашу жизнь смерть. И вот об этом нужно всегда помнить. Когда мы поймем величину зла, трагедию смерти, тогда для нас во всей полноте откроется торжество Пасхи и величие Христовой победы над смертью. И тогда мы истинной радостью будем радоваться о том, что Христос Воскрес из мертвых и Своею Смертию смерть преодолел.

Кажется, что сильнее смерти? Казалось бы, весь род человеческий подвержен одному и тому же закону: человек во грехах рождается, как в 50-м Псалме мы слышали: «и во гресех роди мя мати моя», во грехах живет, и грех порождает все те негативные последствия в нашей жизни, которые приводят к смерти. Такова логика, диалектика нашей жизни. Но тут в мир приходит безгрешный Бог  и законы, которые  действуют  в мире греховном, не могут реализоваться в личности Богочеловека, Единого безгрешного, Иисуса Христа. Но злоба человеческая, враг рода человеческого стремится со всем своим усердием на Сына Божия. Господа оклеветали, осудили неправедно, распяли… Казалось бы, торжество неправды, торжество греха. И что же происходит дальше? А дальше все логические законы, все то, что по человечески могло произойти с Христом, как с остальными людьми, все  разрушается – Христос Воскресает. Знаете, были в истории еврейской случаи, когда некоторых умерших воскрешали,  и так Спаситель воскрешал умерших: и Лазаря Четыредневного, и сына Наинской вдовы и многих других, но так, чтобы сам кто-то, силою своею воскрес из мертвых, – никогда такого не было ни до, ни после Христа. Этим Воскресением нарушились все греховные земные законы, как учит нас Святая Церковь:  «Идеже хощет Бог, побеждается естества чин: творит бо, елика хощет». И Бог являет великую силу – ведь не просто Он победил смерть – самое большое зло, Он явил всему роду человеческому, еще раз убедил нас, что Он является самой великой нашей надеждой и опорой. Именно Христос – наше чаяние, наше упование, осуществление всех наших стремлений. На кого нам надеяться, братья и сестры? На что? На тленное, на земное, на временное? Царь-пророк Давид об этом говорил еще тысячу лет назад: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения» (Псалом 145, стих 3). Беда наша наступает, когда мы думаем, что кто-то или что-то может быть для нас надеждой, истинной опорой в жизни, когда наш взгляд отворачивается от лика Христова, когда наш ум забывает о празднике Святой Пасхи. Именно поэтому Пасха празднуется ни один день, ни три, ни пять, ни семь, как другие праздники церковные, а целых сорок дней. Это для того, чтобы в наших умах навсегда запечатлелся смысл Торжества, чтобы мы долго еще помнили и не только помнили, но жили пасхальной радостью, чтобы жили надеждой на нашего Господа.

Сегодня необычный день. Когда вся Неделя Цветоносная посвящена празднованию Воскресения Христа и образ Воскресшего Спасителя перед нами, в день Святой Великой Цветоносной пятницы Светлой, Церковь постановила почитать празднование Божией Матери ради Ее иконы, которая называется «Живоносный Источник». В честь и память иконы этот прекрасный храм был возведен, потом, правда, разрушен, но вновь воздвигнут усилиями братии святой Лавры. И что же это за праздник? Вы помните, может быть, историю этого праздника? Некий человек был болен, слеп, и не имел никакой надежды на исцеление. Он получил исцеление совершенно чудесным образом от источника святого. На том месте было явлено чудо и заступничество Божией Матери и впоследствии воздвигнут храм во имя  Божией Матери, перед которым бил этот источник и от этой воды, по молитвам Божией Матери, многие люди получали и получают благодатную помощь. Вот что происходит: Господь разными способами, и всегда самыми необычными способами, и чудесами самыми необычными всегда самыми непредсказуемыми, посылает роду человеческому Свою помощь. И наиболее часто таким орудием помощи Божией является Пресвятая Его Матерь, Владычица наша Богородица.

Церковь поучает всех нас не просто любить Божию Матерь, но видеть в Богородице надежду и упование наше. Вы вспомните эти молитвы, которыми нужно и нам самим назидать свои сердца и учить детей наших и внуков с самого маленького возраста, чтобы дети знали, в чем смысл жизни нашей, как нам правильно устраивать обстоятельства жизненные, на что надеяться, чего искать, к кому обращаться, кого просить: «К кому возопию, Владычице?  К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная?» Ведь и вправду, какие слова, дорогие братья и сестры! К кому нам в скорби прибегать, кого нам звать? А еще другие слова в молитве есть удивительные: «Не ввери мя (то есть, не доверь меня) человеческому  предстательству (человеческой защите), Пресвятая Владычице, но Сама заступи и помилуй мя». Мы молимся, чтобы не остаться нам только лишь с человеческой помощью – тогда мы будем самыми несчастными людьми на земле. Что может человеческая помощь? Но Сама Владычице Богородице, заступи и спаси! Ее Матерняя  молитва много может пред Богом! Если бы помнили об этом всегда, где были бы наши беды, где были бы наши проблемы, те горести, которыми наполнена наша земля. И даже в эти дни пасхальной радости, наверное, многие из нас, наверное, все ощущают внутреннее смятение, внутренние  болезни, внутренние скорби, переживания – никто из нас не уверен в том, что будет завтра или послезавтра. Мы мятемся, обвиняем всех и вся, ищем причины всех бед, забывая эти простые слова: «Не ввери мя человеческому предстательству, Пресвятая Владычице, но Сама заступи и помилуй мя». Аминь».

Христос Воскресе!
Христос Воскресе!
Христос Воскресе!

Редакция сайта www.lavra.ua
Фото Дениса Дудника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: