Топ-100

Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Архив публикаций

02.11.2012

«Прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу»

Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38)

lavra.ua Православный христианин после смерти не исчезает и не прекращает своего существования. Смерть является всего лишь завершением земного пути и началом нового, лишенного страданий, болезней и печали, началом того, к чему человек шел всю свою земную жизнь, своеобразным рубежом на пути к Богу.

Христос Своим Воскресением победил смерть, и даровал нам жизнь вечную: «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век» (Ин. 11, 26). Церковь не разделяет людей на живых и мертвых, у Христа все живы. Поэтому умирающие православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви, а сохраняют молитвенное общение со всеми ее чадами.

В преддверии Димитриевской родительской субботы насельник Киево-Печерской Лавры иеромонах Никодим (Прищепа) рассказал о традициях молитвенного поминовения усопших. 

– Отец Никодим, расскажите, в чем заключается необходимость творить память усопших?

– Православная Церковь всегда молится за усопших. Она называет их усопшими именно потому, что человек, умирая, уходит из этой жизни в мир иной не навсегда, а до всеобщего Воскресения. Поэтому Церковь за отшедших в мир иной молится, так же как и за живых. У Бога все живы. Господь живет вне времени и пространства. Поэтому мы и поминаем всех усопших, и молимся за них Господу, так как их окончательная участь еще не определена. В сороковой день после смерти Господь определяет участь человека до Страшного суда. Душа усопшего находится в ожидании вечного блаженства или вечных мук, в зависимости от того, что заслужил человек в этой земной жизни. До Второго пришествия Христа, всеобщего Воскресения и Страшного суда Церковь будет молиться за усопших, изменяя этими молитвами их загробную участь.

– Какие заупокойные богослужения совершаются в храмах?

– Главное богослужение в Православной Церкви – Божественная литургия, во время которой совершается Таинство Евхаристии – основополагающее Таинство, установленное Самим Господом, Таинство, на котором зиждется Церковь. Во время Литургии молятся как за живых, так и за усопших.

Перед Литургией совершается проскомидия, во время которой священник поминает о здравии и упокоении, вынимая из просфоры частичку за каждого человека. В завершение Литургии эти частички опускаются в Святую Чашу и священник произносит молитву, чтобы Господь Своей Животворящей Кровью омыл грехи всех поминаемых, как живых так и усопших. Поэтому молитва на проскомидии и во время Литургии – самая важная молитва.

После чтения Евангелия во время Литургии произносится заупокойная ектения (она провозглашается во все дни, кроме двунадесятых праздников и воскресных дней), во время ектении диаконом поминаются имена усопших, за которых ближние подали записки на проскомидию.

Также можно поминать усопших, читая Псалтырь. В каждом монастыре совершается чтение Неусыпаемой Псалтыри – монахи, читая кафизмы, поминают усопших, за которых были поданы молитвенные прошения.

Особые заупокойные службы, совершаемые после Божественной Литургии, называются панихидами. На это богослужение верующие приносят записки с именами усопших, свечи, а также милостыню в виде приношения, например: хлеб, муку, сахар и т.п. В дни родительских суббот панихиды совершаются во всех приходских и монастырских храмах. В Киево-Печерской Лавре в нынешнем году в Димитриевскую поминальную субботу будет отслужено три панихиды .

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что мы должны помогать усопшим не слезами, не рыданием, не воздвижением каких-то надгробных памятников или пышных гробниц, а своими молитвами, приношениями и милостыней. Таким образом, мы помогаем им, испрашивая  у Господа благодать для них и для нас самих.

Как правильно написать записку о упокоении?

– Подавая записку о упокоении, нужно озаглавить ее, написав «О упокоении». Далее следует перечислить имена усопших, которых вы хотите помянуть. Допускаются примечания: если усопший был священнослужителем или монашествующим, он поминается с указанием сана: иеромонах, игумен, архимандрит, епископ, монах и т.д.;  если записка подается в день смерти или день Ангела усопшего, нужно указать «приснопоминаемого»; допускается также писать «убиенного», «воина», «младенца», «отрока».

Как молиться за усопших, которые не были крещены в Православной Церкви?

– Православная Церковь не молится за людей, которые не приняли Святого Крещения и отошли в мир иной, потому что они не были членами Церкви. Принадлежность к Церкви Христовой определяется через Таинство Крещения, которое присоединяет человека к Церкви. Если человек не крещен, то Церковь никакого участия в его жизни не принимает, и тем более в его загробной участи. Близкие родственники могут подавать милостыню за некрещенных, не называя их имен, а также могут поминать их в своих домашних молитвах. В церковной же молитве некрещеные усопшие не поминаются.

– Можно ли совершать поминовение на кладбище? Как христианин должен вести себя на кладбище?

– Безусловно! Православные христиане, совершая молитвенные поминания усопших в храмах,  должны также молиться на кладбищах, которые являются священными местами, где покоятся тела усопших в ожидании Всеобщего Воскресения и Страшного Суда. Есть благочестивая традиция приходить на кладбище после Божественной литургии. Причастившись Святых Христовых Таин, родственники и близкие, желающие воздать память усопшему, помолиться за него на могилке, приходят на кладбище, возжигают свечу и совершают краткую литию или читают акафист о упокоении усопшего. Православной Церковью не благословляется приносить на кладбище еду и тем более спиртные напитки. Нельзя оставлять еду на могилке. Продукты, которые люди оставляют на кладбище, лучше раздать нищим, чтобы нуждающиеся молились за усопшего.

– Как правильно совершать милостыню?

– Пятая Заповедь Блаженств гласит: «Блаженны милостивии, яко тии помилованы будут» (Мф. 5:7). В земной жизни мы проявляем милость по отношению к людям, которые нас окружают, и эта милостыня, по словам святителя Симеона Солунского, умилостивляет Господа. То есть, подавая милостыню нищим, мы молимся за усопшего, и те, кому мы подаем, также молятся за него. Можно подавать милостыню нуждающимся продуктами, а можно и деньгами. Чем больше людей будет молиться за усопшего, тем больше будет милостыня перед Господом. Умилостивившись о душе усопшего, Господь может подать ему облегчение. В этом и есть смысл милостыни. Ведь души людей, которые не покаялись в своей земной жизни, не прибегали к Церковным Таинствам, а, возможно, вообще не ходили в церковь, будучи христианами лишь номинально, после смерти пребывают в скорби и неизвестности, в страхе и трепете перед будущими вечными муками. Чтобы облегчить их состояние, мы и подаем милостыню, сами молимся, и просим молитв у других. Это очень важно! В этом заключается проявление нашей любви к усопшим близким.

Андрей Середа www.lavra.ua
Фото Дениса Дудника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: