Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Архив публикаций

28.07.2011

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в Киево-Печерской Лавре в день празднования Крещения Руси

Празднество по случаю памятного и священного для сердца каждого христианина события происходит с особой торжественностью именно в Киево-Печерской Лавре не случайно, поскольку эта древняя обитель является колыбелью Православия Святой Руси. К пастве, молящейся за богослужением в день праздника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с Первосвятительской проьповедью.

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 
Каждый год 28 июля по новому стилю Киево-Печерская лавра наполняется благочестивыми паломниками, иерархами, множеством духовенства, чтобы молитвенно вспомнить имя святого равноапостольного великого князя Владимира, который крестил Русь и тем самым совершил исторический перелом в судьбах множества людей. Это тот человек – князь, правитель – который в своей  личности сочетал и государственную власть, и ответственность, и горячую веру, и даже некое пастырское отношение к людям. И не случайно в день памяти святаго равноапостольного и великого князя Владимира читается Евангелие от Иоанна, где говорится о пастырстве. «Я  есть Пастырь добрый; и знаю Моих, и мои знают Меня».

Образ пастыря – это образ власти. Именно так понимался этот образ и в Ветхом Завете, и  в Новом Завете. И когда говорит Господь о том, что Он есть Пастырь добрый, Он также говорит о Своей власти. Но почему такое удивительное и странное обоснование этой власти: «…и знаю Моих, и мои знают Меня»? В человеческом обществе светская власть основывается либо на уважении, либо на страхе и принуждении, либо на выгоде. Именно все эти компоненты участвуют, в том числе и тогда, когда выстраивается некая стратегия обретения власти неким человеком. Что же за обоснование Христовой власти: «…и знаю Моих, и мои знают Меня»? Во Христе Иисусе, по слову апостола Павла, вся полнота Божества явлена была нам телесно. Поэтому, кода мы обретаем Христа, когда мы познаем Его, мы познаем Бога. Значит, власть Христа связана с Богопознанием. В этой власти участвуют и человек, и Бог. А что такое Богопознание? Человеку свойственно познавать окружающий его мир, и он познает этот мир, основываясь на интеллекте и на чувствах. Разумом и чувством познаем мы окружающий нас мир. А как же Бог познается? Является ли разум столь решающим фактором в Богопознании? И опыт подсказывает, что нет. Конечно, разум присутствует, иногда при помощи разума открывается дверь навстречу Богу. Но Бога познать разумом, силой интеллекта невозможно. И никакой зависимости от образования и от силы разума, и от силы Богопознания не существует.

Познание Бога во Христе – это есть движение на встречу Богу, это есть живая и реальная встреча с Ним. И если человек проходит в жизни через эту встречу хотя бы один раз, если он прикасается к Богу во Христе, то это и есть познание Бога, ибо для человека не безразлична эта встреча. Как тогда на горе Хорив для Моисея особыми последствиями сопровождалась встреча с Богом в горящей купине, так для каждого из нас встреча с Богом всегда сопровождается последствиями.
Мы переживаем присутствие Божие в нашей жизни особенно, когда совершаем Таинство Святой Евхаристии. И здесь радостное чувство, которое охватывает нас, слезы умиления, особый по силе и глубине опыт переживания встречи со Христом становятся неотъемлемой частью нашей жизни. Христос – Глава Церкви, и Его власть над Церковью связана с Богопознанием, с познанием людьми Христа. И чем ближе мы приходим к Нему, тем ярче Он присутствует в нашей жизни. И не столько  умом, сколько всеми фибрами души своей, всею жизнью начинаем понимать, что Бог есть Любовь. И наша любовь ко Христу – это и есть Его власть, Его пастырская власть над всеми нами. И собираются верные в Церкви, собираются вокруг своего епископа, который, по преданию церковному, восходящему от апостолов, – наместник Христа в общине, которая совершает Святую Евхаристию. И так важно, чтобы единство последователей Господа, объединенных вокруг спасительной чаши, сохранялось властью и силой Главы Церкви, то есть, властью и силой любви.

И никакие разумные и даже хитроумные рычаги управления, на которые светский мир часто уповает, чтобы  поддержать институт власти, по-настоящему на глубине никогда не работают в Церкви. Потому что здесь власть Христа, власть любви. И если происходит разделение в Церкви, то это не потому, что кто-то прельстился на какие-то мысли греховные. Сколько мыслей греховных и неверных, сколько губительных примеров окружают нас в жизни! Если происходит разделение, то это значит – утрачена любовь, эта единственная сила, способная соединять людей. Утрачено пастырское попечение, которое идет от Главы Церкви – от Господа и Спасителя нашего. Поэтому церковные разделения – это как некий индикатор, как некий показатель ни крепости церковной администрации, а духовного состояния людей, их способности реально встречаться со Христом и любовью к Нему и друг другу, а значит, и в единстве поддерживать Его пастырскую власть над Церковью.

Святой равноапостольный и великий князь Владимир, не будучи рукоположенным пастырем, воспылал любовью ко Господу. И хотя историки пытаются объяснить Крещение Руси политическими, экономическими причинами, все это человеческие объяснения. Ничто не могло бы изменить внутренней жизни язычника, переродить его, оттрясти слепоту душевную, вкупе же и телесную, если бы сам он не пошел навстречу Христу и, встретившись с Ним в купели Херсонеса, стал другим человеком. Изменился язычник на святого благоверного и великого равноапостольного князя. Пастырь своего народа, который крестил Русь, начертал новые духовные ценности на скрижалях народной жизни, определил на века развитие, духовное совершенствование и возрастание своего народа.

Вспоминая молитвенно святаго равноапостольного и великого князя Владимира, искренне, от всего сердца обратимся к нему с молитвой о сохранении в единстве духовном всего наследия его, о народах, которые являются преемниками того народа, что крестился в Днепровской купели, о Церкви нашей, хранительнице предания Святой Руси, равноапостольного и великого князя Владимира. Будем молиться ему, чтобы он, стоявший у истоков духовного рождения народа нашего, и сегодня просил Господа, чтобы приклонил Глава Церкви милость Свою ко всем нам, помогая возрастать в любви, а, значит, в единомыслии, восстанавливать единство там, где оно разрушено и сохранять там, где оно сохраняется, помня, что всякое разрушение единства Церкви есть свидетельство отпада, отхода от Христа, потери связи с Ним, разрушении любви. И да сохранит нас Господь молитвами святаго равноапостольного и великого князя Владимира на стезях спасения. Аминь».     

К публикации подготовила Алевтина Ильина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: