Топ-100

Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Проповеди

21.12.2008

На Евангельское чтение о десяти прокаженных

архимандрит Нифонт

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры! Сколько радости и сколько живой благодарности во Христе! Когда мы читаем Евангелие, на каждой странице, в каждой строчке видим, как изливается на наш грешный холодный измученный мир Божия любовь, Божия милость. Нет такой беды, от которой не избавил бы Спаситель обратившегося к Нему человека. По всесильному слову Иисуса Христа прозревали слепые, вставали на ноги парализованные, воскресали мертвые. Весть о Его чудесах пробуждала надежду в сердцах отчаявшихся, и они спешили туда, где странствовал Сын Человеческий, чтобы вернуть себе радость жизни. Так было и с десятью прокаженными, которые встали у обочины дороги, где шел Господь, и издалека громким голосом взывали: Иисус Наставник! помилуй нас! (Лк. 17, 13).

Прокаженные могли взывать о милости лишь издали, потому что им не позволено было приближаться к здоровым людям. Проказа – страшная болезнь, пораженный ею человек начинает гнить заживо, годами или десятилетиями превращаясь в полуразложившийся труп, в котором теплится сознание. Вдвойне ужасно, что заболевший проказой лишен надежды на милосердие общества – на то, что заботливые руки перевяжут его язвы, что друзья и близкие будут утешать его в страданиях. Всеобщий страх перед этой заразной болезнью настолько велик, что стоит первому пятнышку проказы появиться на теле человека, как общество изгоняет заболевшего из своей среды, и он становится отверженным. Ветхий Завет предписывал: У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: «Нечист! нечист!» Во все дни, доколе на нем язва, он должен жить отдельно: «…вне стана жилище его» (Лев. 13, 45–46). В средние века прокаженные должны были обитать в пустынных местах, одеваться в особые балахоны с привязанными к ним колокольчиками, чтобы их звон отпугивал случайно оказавшихся поблизости людей. А в новейшие времена больные проказой ссылались в специальные места – лепрозории, отделенные от окружающего мира.

Десять таких несчастных отверженных предстали перед Спасителем с мольбой о помиловании, и Он сжалился над ними. Иисус сказал им: «Пойдите, покажитесь священникам» (Лк. 17, 14), – по закону служители храма должны были засвидетельствовать, что прокаженные исцелились, прежде чем им будет позволено вернуться в общество остальных людей. Повиновавшись слову Наставника, прокаженные отправились искать священников. Недолго они шли, как вдруг заметили – на телах их больше нет страшных язв и пятен, проказа оставила их, они уже не отверженные, а нормальные здоровые люди. Мир со всеми своими многообразными удовольствиями вновь открыт для них. И вот девять бывших прокаженных с криками ликования устремились вперед – в этот мир, наслаждаться его благами. Десятый повернул назад– туда, где виднелись удалявшиеся фигуры Спасителя и Его спутников.

Торопившиеся радоваться жизни были иудеями – «сынами Завета», для которых благодарение Творцу являлось долгом. Возвратившийся был самарянином, но для этого человека благодарность явилась потребностью сердца. Он возвратился, прославляя Бога, и с благодарностью пал ниц к ногам Его (Лк. 17, 15–16). И тогда Иисус сказал: «Не десять ли очистились? где же девять?» (Лк. 17, 17).

Девять неблагодарных иудеев очистились только от наружных язв и пятен, но души их продолжала разъедать проказа греха. Великое благодеяние Божие –  дарованное им исцеление – не смогло избавить их от душетленной болезни. Считая себя счастливыми, они устремились «приобретать весь мир», но стали несчастнее любого отверженного, ибо на самом деле, спешили погубить свои души, торопились к вечной погибели. Истинно счастливым из исцеленных был лишь благодарный самарянин, ибо только он один из десяти услышал от Господа: «Вера твоя спасла тебя» (Лк. 17, 19).
Неблагодарность – одно из худших свойств человека и одна из главных причин его падения. Первых людей, Адама и Еву, извел Всевышний из небытия и даровал им блаженство в раю, но чувство благодарности Небесному Отцу не удержало наших прародителей от нарушения Божественного запрета и, поддавшись диавольскому соблазну, они вкусили греха и смерти.

Вопиющей неблагодарностью отличался облагодетельствованный Богом израильский народ. Когда Господь освободил евреев от египетского рабства, эти люди начали возносить к небу не молитвы благодарения, а хулу и ропот. Предводительствовавший ими праведный Моисей постоянно слышал одно и то же: «Зачем ты вывел нас из Египта?» (Исх. 14, 11; 15, 24; 16, 3). Никаких испытаний не желали терпеть израильтяне на пути в обетованную им от Господа землю, где течет молоко и мед (Исх. 3, 17). Не оценив великого дара свободы, они забыли о черном труде на строительстве пирамид, о плети надсмотрщика, а помнили только, как в Египте сидели у котлов с мясом. (Исх. 16, 3) Наконец уже в преддверии земли обетованной этот народ поклонился не Богу, Который вывел его из земли Египетской, а золотому тельцу, сделав его своим богом. (Исх. 32, 8) Тогда переполнилась чаша долготерпения Господня, и Вседержитель готов был истребить отступников – спасло народ только заступничество праведного Моисея. Но должно было полностью вымереть это поколение, прежде чем их сыны и дочери вступят в землю обетованную.

А сегодня мы, нынешние христиане, не напоминаем ли своей неблагодарностью древних иудеев? Стране явлено великое чудо Божие – как из египетского рабства, из-под ярма тоталитарного режима вывел нас Всеблагой Господь – и что же? Возблагодарил ли Бога освобожденный народ? Нет, люди во множестве своем поклонились западному «золотому тельцу», который якобы «вывел их из Египта». А теперь, удрученные скудостью и инфляцией, многие с сожалением вспоминают, как во времена мертвящего застоя «сидели у котлов с мясом». Так надо ли удивляться, что земля вокруг нас по-прежнему не «течет молоком и медом»? Изумления достойно лишь долготерпение Господа, медлящего опустить на нас карающую десницу Свою.

Понимаем ли мы, от какого страшного бедствия избавлены милостью Божией? Поколение за поколением сыны и дочери народа нашего сходили во ад на вечные мучения, проказа безбожия разъедала саму душу народную. Отверженным от общения с Небесным Отцом и святыми Его, лишенным истории и памяти о былом благочестии, покрытым язвами и струпьями лживых учений было наше отечество. Ныне нам дарована возможность избавиться от духовно-нравственной порчи. Открыты храмы, звучит проповедь слова Божия, нет препятствий для просвещения народа светом Христовым, для воспитания детей в святой вере. Перед нами открыт путь спасения, но часто ли из сердец наших изливается славословие Господу Милующему?

Девятеро неблагодарных прокаженных, получив исцеление, тут же забыли об Исцелителе и тем сделали себя чуждыми Господу. Эти неразумные люди променяли временную болезнь на вечный недуг, бесконечные страдания. Вот так же и мы порой вспоминаем о Боге лишь во время скорби, а в радости забываем Творца. Христианам следовало бы обращаться к Господу не за избавлением от временных бед и забот, а за исцелением болезней души – тех недугов, которые могут навеки погубить человека. «Даже если бы и всю жизнь подряд пришлось страдать, и то ничто против вечности, а ты еще имеешь минуты утешения. Не смотри на настоящее, а на то, что готовится для тебя в будущем, и пекись сделать себя достойным того, и тогда горестей не заметишь. Все они будут поглощены несомненным упованием вечных утешений, а благодарность не будет умолкать в устах твоих», – говорит святитель Феофан Затворник.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Подумаем о любви Божией и о том, что никакая сила не может ее победить. Не напрасно говорил Апостол: «Ничто не может нас вырвать из руки Божией, исторгнуть нас из Божественной любви». Уже в этом мире основой спокойной и светлой жизни является не тленное богатство и не здоровье телесное, но богатство и здравие души. Если Господь сподобит нас достичь очищения душ наших, к этому величайшему благу приложится и земное благополучие.

Если мы будем достойно подвизаться на пути благочестия, то каждый миг земной жизни станет для нас источником радости и славословия Господу, ибо Отец Небесный дарует нам еще время для совершенствования нашей грешной природы и обретения вечного спасения. Тогда в любых испытаниях и скорбях понятен и близок нам станет завет святого Апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».
(1 Фес. 5, 16–18) Аминь.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: