Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Мч. Иоанн младенец (+983)

Ioann_mld1

Память 25 июля

Св. Симон в своем послании к иноку Поликарпу называл убиенных язычниками варяг «первыми гражданами небесными из Русской земли, увенчанными от Христа, за Которого приняли смерть». Также «Повесть временных лет» сообщает о них под 983 г. В этом году князь Владимир, еще язычник, совершил удачный поход на племя ятвягов и по возвращении в Киев совершил благодарственное поклонение идолам.

В Лаврентьевской летописи читаем: «Иде Володимер на явтяги, и победи явтяги, и взя землю их, и иде Киеву, и творяше потребу кумиром с людьми своими». При этом старейшины и бояре предложили выбрать отрока или девицу для принесения в жертву языческим божествам: «И реша старци и боляре: «Мечем жребии на отрока и девицю: на него же падет, того зарежем богам».

Тем временем в Киеве, на месте будущего строительства князем Владимиром Десятинной церкви Пресвятой Богородицы, жил вместе с сыном некий варяг, переселившийся из Греции и исповедовавший христианскую веру. Именно на этого отрока и пал жребий. Когда язычники пришли к варягу, он обличил их веру и открыто исповедал христианство, прибавив: «Не дам своего сына бесам!» Тогда язычники привели к дому варяга вооруженную толпу, сломали ограду вокруг двора и вновь потребовали выдачи отрока. Стоя с сыном на сенях дома, варяг повторил отказ.

О дальнейшем летопись говорит: «И посекоша сени под нима и тако побиша я. И не свесть никтоже где положиша я».

В одном из житийных сборников XV века под 12 (25) июля оба мученика, отец и сын, уже названы по именам: Феодор и Иоанн.

Карта Ближних пещер 1703 года указывает в большой братской усыпальнице напротив подземной Введенской церкви мощи с именем «Иоанн», которые на плане 1769–1789 гг. уже имеют подпись «св. Иоанн отрок», а в 1795 году отмечены как мощи «святого мученика Иоанна младенца».

Митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) сообщил о них (1832): «Иоанн, младенец, сын варяга, убиенного идольскими жрецами в 983 г. по Несторовой летописи, хотя в Несторово время и неизвестно еще было, где отец и сын были сокрыты».

Пытаясь ответить на вопрос, как мощи святого Иоанна оказались в пещерах, Е. Голубинский предполагал, «что о месте их погребения было узнано по каким-нибудь откровениям». Рака с мощами святого мученика Иоанна, которого вместе с его отцом зовут Первомучениками Руси, и ныне находится в той же усыпальнице.