Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

12 мастеров, строителей Великой церкви Киево-Печерской Лавры (XI)

zodchie12

Память в день Собора всех преподобных Печерских 

Сохранились сведения о закладке первого каменного храма в Печерском монастыре: «Тогда же наш отец Феодосий, будучи исполнен Святого Духа, стал, по благодати Божией, готовиться к тому, чтобы переселиться в другое место, при помощи Духа Святого, и создать там большую каменную церковь во имя Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, ибо прежняя церковь была деревянной и тесной для вмещения братии. И вот, чтобы начать это дело, собралось много людей. И одни предлагали для строительства один участок, а другие другой. И не находили лучшего места, чем лежавшее рядом княжье поле. По воле Божией случилось так, что мимо проезжал благочестивый князь Святослав. Увидев множество людей, он спросил, что они делают. А когда узнал, то повернул коня и приблизился к ним. И затем, вразумляемый Самим Богом, указал им место на своем поле, повелевая именно здесь воздвигнуть такую церковь. И при всем при этом он после молитвы лично начал копать ров. И далее уже сам блаженный Феодосий изо дня в день деятельно участвовал со своей братией в постройке упомянутого храма. Он не успел окончить ее при жизни, но после его кончины, когда игуменство принял Стефан, с Божией помощью и по молитвам нашего преподобного отца Феодосия, дело завершилось: храм достроили, и братия переселилась к нему. Некоторые из нее были оставлены, вместе с пресвитером и диаконом, на прежнем месте, ради того, чтобы и там каждый день непременно совершалась Святая Литургия».

Приведенный рассказ «Жития» преподобного Феодосия дополняет «Слово о создании церкви Печерской». Как мы помним, в первой части «Слова», посвященной приходу к преподобным Антонию и Феодосию варяга Шимона со святынями для будущего храма, есть слова: «И заложена была та божественная церковь Богородицы в 1073 году. Эту церковь начали возводить в дни благоверного князя Святослава, Ярославова сына. Он собственными руками стал копать ров, дал в помощь блаженному 100 гривен золота и отмерил золотым поясом площадь, указанную некогда голосом с Неба, который звучал над морем». О том, что храм заложен в 1073 г., упоминает и «Повесть временных лет».

В третьей и четвертой частях «Слова» повествуется о приходе зодчих и «начале» храма. «А теперь, братия, опишу вам другое дивное и преславное чудо с той богоизбранной церковью Богородицы. В «Печеру», к блаженным Антонию и Феодосию, явились четыре очень богатых мужа из Константинополя, говоря: «Где хотите закладывать церковь?» И тогда услыхали в ответ: «Там, где укажет Господь». Но пришедшие удивились: «Будучи предупреждены о кончине, почему не выбрали место, давая нам столько золота?» И те, вызвав всю братию, стали спрашивать греков: «Объясните нам, что все это значит?»

И зодчие рассказали следующее: «Когда поднималось солнце, и мы почивали в домах, ко всем нам явились благообразные юноши, произнося: «Царица зовет во Влахерну!» И мы отправились, взяв с собою своих друзей и близких, и все пришли в одно время, заметив, что одинаково слышали вызов Царицы и одинаковые гонцы посетили нас. И увидели мы Царицу, а также множество воинов вокруг Нее, и поклонились. А Она обратилась к нам: «Хочу воздвигнуть в Киеве на Руси Свою церковь. И повелеваю вам, чтобы взяли золота на три года». И мы, поклонившись, спросили: «О, Госпожа Царица! Посылаешь нас в чужую страну. К кому там идти?» Она ответила нам: «К этим Антонию и Феодосию». Мы молвили Ей: «Тогда зачем, Госпожа, даешь золото на три года? Прикажи им, чтобы они кормили нас и поили. А как наградить нас, рассудишь Сама». Но Царица сказала: «Этот Антоний, благословив начало, перейдет отсюда в вечную жизнь, а тот Феодосий преставится после него на следующий год. Итак, возьмите с собою в избытке золота, а уж почту вас, как не сможет никто: дам вам, чего не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор. 2, 9). И Сама приду, чтобы увидеть церковь, и буду в ней жить». Она наделила нас и мощами святых мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора, говоря нам: «Положите их в основание». Взяли мы в избытке и золото. Затем Она повелела: «Выходите наружу, чтобы увидеть размеры». И церковь изобразилась в воздухе. Мы вернулись, и поклонились: «О, Госпожа Царица! Как назовется церковь?» И Она ответила следующее: «Желаю назвать ее Своим именем». Но мы не смели Ее спросить: «Каково Твое имя?» А Она продолжала: «Будет церковью Богородицы». И вручила нам эту икону, и изрекла нам: «Пускай она будет наместной». И мы поклонились, и разошлись по своим домам, неся упомянутую икону, которую получили из рук Царицы».

И все прославили Бога. Антоний молвил: «Чада мои! Мы не уходили из этого места». Но греки с клятвой стали твердить: «Мы взяли золото из ваших рук при многих свидетелях, и проводили вас с ними до корабля, а спустя один месяц отправились следом за вами в путь. И вот уж десятый день, как мы отбыли из Константинополя. Спросив Царицу о величинах церкви, мы услыхали в ответ: «Велением Моего Сына я отправила Его пояс как меру». Антоний изрек: «Чада мои! Христос удостоил вас большой благодати, ибо вы исполнители Его воли. Те благообразные юноши, которые вас собрали, были святые ангелы. А Царицею во Влахерне была Сама зримо явившаяся вам Пресвятая, Пречистая и Непорочная Владычица наша Богородица и Приснодева Мария. И воины, что стояли вокруг Нее, были бесплотные силы ангельские. О подобных нам и вручении золота Господь ведает, что Он совершил и изволил ради Своих рабов. Благословенно ваше прибытие! Вы имеете добрую спутницу, эту чествуемую икону Владычицы. И Она, как обещала, подарит вам, чего не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор. 2, 9). Этого дать не может никто, кроме Нее и Ее Сына, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Чьи венец и пояс были принесены от варягов и назначены мерою ширины и длины, и высоты той Пречистенской церкви, как повелел исполнить голос Небесный, исходящий от славы Всевышнего».

И греки с трепетом поклонились святым, и спросили: «Где же здесь подходящее место?» Антоний ответил: «Три дня посвятим молитве, и Господь нам укажет». И ночью, во время молитвы, Господь явился ему, и изрек: «Ты обрел благодать предо Мною». Тогда Антоний сказал: «Господи! Если я угоден Тебе, пусть по всей земле выпадает роса, а то место, которое благоволишь освятить, пускай остается сухим». И утром место, где теперь стоит церковь, нашли сухим, а остальную землю покрыла роса. Во вторую ночь он молился похожей молитвой: «Пускай по всей земле будет сухо, а святое место умоет роса». Когда пришли, оказалось так. На третий день он встал на указанном месте, помолился, и благословил его, измерив золотым поясом ширину и длину. Воздев руки к небу, Антоний изрек громким голосом: «Услышь меня, Господи! Отзовись мне сегодня огнем! Пусть все узнают, что именно такова Твоя воля!»

И низринулся с неба огонь, и сжег все кустарники и деревья, и уничтожил росу, создав углубление, похожее на канаву. Тут и начал копать благоверный князь Святослав. А стоявшие со святыми упали от страха, как мертвые. Таково начало той божественной церкви. В «Житии» святого Антония прочтешь об этом подробнее. А из «Жития» Феодосия всем хорошо известно, как являлся огненный столп от земли до неба, а порою облако, а иногда на здешнее место от купола старой церкви тянулась радуга. Неоднократно являлась также икона, которую ангелы переносили на уготованное ей место. Что удивительней этого, братия? Даже прочтя весь Ветхий и Новый Завет, не отыщешь таких чудес со святыми церквами, какое было явлено с этой посредством варягов, ниспосланное от Самого Господа нашего Иисуса Христа через Его почитаемый всеми Богочеловеческий образ! Каков венец святой Христовой главы! А Божественный глас от Христова образа, повелевший идти на уготованное место и мерять поясом, по указанию свыше! А явление церкви прежде закладки! Таково же и прибытие с мастерами от греков иконы с мощами святых мучеников. Последние положили под всеми стенами, на которых всех и изобразили на соответствующих мощам местах. Мне надлежит почтить благоверных князей и христолюбивых бояр, и честных монахов, почивших прежде: блажен и трижды блажен удостоенный погребения в ней, ибо молитвами Пресвятой Богородицы и всех святых обретет у Бога великую милость и благодать; блажен и воистину трижды блажен удостоенный поминовения в ней, ибо получит прощение грехов и не лишится небесной награды. Ведь сказано: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5, 12); «Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10, 20). Эта церковь, любимая Богом, подобна Небу. А воздвигнуть ее изволила Сама Богородица, Которая пообещала мастерам во Влахерне: «Приду увидеть церковь и буду в ней жить». Как же прекрасно и радостно пребывать с Ней в этой Ее святой и божественной церкви! А какая слава и похвала ждет погребенного в ней! Он будет записан в книгах поминовения, чтобы о нем непрестанно молились перед Ее очами! Скажу вам, братия, и еще нечто для вашего ободрения. Что может быть хуже пренебрежения таким светом и предпочтения тьмы, и отлучения себя от этой богоустроенной церкви? Зачем отвергать воздвигнутую Богом и искать человеческую, созданную ценой насилия и грабежа, которая сама собою свидетельствует против своего доброхота? Ведь первую замышлял и воздвиг, и отделывал, и украсил Сам Бог, опаливший огнем Своего Божества преходящие вещи, деревья и сами горы, ради создания храма Своей Матери и жилища Своих рабов. Помните, братия, то основание и начало: Отец Небесный благословил росой, и столпом огня, и облаком светлым. Сын сделал Свой пояс мерилом. Хотя Его лик и написан на древе, он был наделен Божественной силой. А Дух Святой образовал огнем невещественным углубление для положения основания. И на том камне Господь воздвиг упомянутую церковь, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). А еще Сама Богородица вручила зодчим золото на три года и подарила икону Ее Пречистого лика, через которую совершается много чудес, и назвала ее наместной».

Шестая часть «Слова о создании церкви Печерской», где говорится о приходе иконописцев, содержит еще одно сообщение по поводу закладки первого каменного храма Печерской обители. «Начальник хора Стефан, впоследствии изгнанный из монастыря как игумен, видел преславное чудо с приездом зодчих, принесших икону и поведавших о влахернском видении Царицы, по причине чего сам построил на Клове Влахернскую церковь. И благоверный князь Владимир Всеволодович Мономах в юности тоже стал очевидцем этого дивного чуда, когда с неба сошел огонь и образовал углубление, где заложено основание церкви. О случившемся говорили по всей земле Русской. И вот поэтому Всеволод с сыном своим Владимиром приехал из Переяслава лицезреть столь величественное явление. И Владимир был тогда болен, и его обложили тем золотым поясом, и он тот час выздоровел по молитвам наших святых отцов Антония и Феодосия».

Шестая часть «Слова о создании церкви Печерской» посвящена приходу к Печерским инокам греческих иконописцев для украшения мозаикой и росписями каменного лаврского храма. Это событие, судя по тексту «Слова», произошло при игуменстве преподобного Никона спустя десять лет после кончины святых Антония и Феодосия. «Поведаю и еще нечто. Пришли к игумену Никону иконописцы из того же богохранимого града Константинополя и сказали: «Где наши заказчики? Мы расторгаем договор! Нам показали малую церковь и затем подрядили при многих свидетелях. Но эта церковь весьма велика. Мы возвращаем вам золото, а сами вернемся в Константинополь». Игумен спросил: «Каковы были те, кто вас нанимал?» Иконописцы ответили, описав наружность и назвав имена Антония и Феодосия. Игумен молвил: «Чада мои! Вы не сможете их увидеть: десять лет, как они покинули временный мир, и теперь всегда за нас молятся, и бдительно охраняют здешнюю церковь, и опекают свой монастырь, и заботятся о живущих в нем». И услышав такой ответ, греки пришли в ужас. Приведя немало других купцов, бывших им земляками и путешествовавших с этими греками и абхазцами, они сказали: «Мы подрядились при них, взяв золото из рук у тех, которых ты не желаешь нам показать. А если они почили, то представь их изображения: пусть и присутствующие посмотрят, сходны ли лики». И тогда игумен принес им икону святых. Взглянув на их образ, греки с абхазцами немедленно поклонились и произнесли: «Воистину, это они! И веруем, что они живы и после кончины, и могут помочь и спасти, и покрыть взывающих к ним». А потом пожертвовали мозайку, которую они привезли для продажи. Ею украшен святой алтарь. Затем иконописцы начали каяться в согрешении, говоря: «Когда на ладьях мы прибыли в Канев, то увидели в воздухе эту великую церковь, и стали спрашивать находившихся с нами: «Какая то церковь?» И услышали: «Печерская, которую вы распишете». Мы разгневались и решили вернуться обратно. Но когда наступила ночь, на реке разыгралась сильная буря. Наутро выяснилось, что мы у Триполья, и ладья сама идет вверх по течению, будто некая сила влечет ее. И мы постарались остановить ее, и простояли весь день, размышляя: «Что же случилось? Ведь за ночь без весел проплыли тот путь, какой другие с трудом покрывают в три дня!» Следующей ночью мы вновь увидели эту церковь и чудотворный наместный образ, и услыхали: «Мужи! Зачем напрасно метаться и противиться воле Сына Моего и Моей? Истинно говорю вам: если Меня ослушаетесь и захотите бежать, всех вас возьму и поставлю с ладьей в Моей церкви. Знайте также и то, что вы не уйдете оттуда, но пострижетесь там, в Моем монастыре, и преставитесь, и ради его строителей Антония и Феодосия Я дам вам милость в будущей жизни».

И хотя, пробудившись утром, мы решили бежать назад и усердно работали веслами, ладья поднималась вверх по течению реки. И мы покорились воле и силе Божией, успокоились, и вскоре ладья сама пристала возле монастыря». И все черноризцы, и зодчие, и греки с иконописцами прославили вместе Великого Бога, и чудный образ Его Пречистой Матери, и святых отцов Антония и Феодосия. И потом все те зодчие с иконописцами окончили свою жизнь в монашеском чине и почивают в своей усыпальнице. И даже доныне целы их свиты у вас на полатях, и книги их греческие, хранимые в память такого чуда».

Мощи строителей и благоукрасителей престольной Печерской церкви находятся в Ближних пещерах. Побывавший здесь в 1594 году Э. Лясота писал: «Там же те 12-ть, которые построили монастырь».

На карте 1638 года отмечено: «Маляров двенадцати останки, одни целы, другие распались, почивают тела. Они церковь Пресвятой Владычицы, посланные от Нее из Влахерны, как от Царицы… в Киевском монастыре Печерском создали». В 1647 г. инженер Боплан вспоминал, что видел в Ближних пещерах «и 12 каменщиков, построивших церковь». Карты 1661 и 1703 года указывают в подземелье «12 маляров».

В 1701 году священник Иоанн Лукьянов свидетельствовал: «Тут же видехом дванадесять зодчих, сиречь церковных мастеров: под единым покровом те мастера лежат, их же Пресвятая Богородица прислала».

На последующих пещерных картах двенадцать святых именуются «каменщиками» (1769–1789), «каменноздателями» (1795, 1826, 1868) или «строителями».

Правильнее, однако, вслед за святителем. Симоном, называть их «зодчими и иконописцами».