Карта сайта

Официальный сайт

home
На главную
 
Виртуальный тур Виртуальный тур
Прямая трансляция богослужений Прямая трансляция богослужений
Телестудия Телестудия
Фотостудия Фотостудия
Звукостудия Звукостудия
Паломнический отдел Паломнический отдел
Дом паломника Дом паломника
Библиотека Библиотека
Мастерские Мастерские

19.10.2014 г.

Блаженны не видевшие – и уверовавшие
 

17.10.2014 г.

Затвором достигшие бесстрастия
 

14.10.2014 г.

Радуйся Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором
 

08.10.2014 г.

Светильник Пресвятой Троицы
 

11.10.2014 г.

Современные чудеса Киево-Печерских святых. Часть 1.
 

04.10.2014 г.

Сокровище искусства святости
 
Храмы Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры Версия для печати

 

 Храмы Свято-Успенской Киево-Печерской ЛаврыПромыслом Божиим во времена княжения на Руси Ярослава Мудрого в небольшой пещере, устроенной в горе неподалеку от Киева, поселился преподобный Антоний, первоначальник русского монашества. В 1051 г. он вернулся в свое отечество со Cвятой Афонской Горы, где принял монашеский постриг. Местом своего духовного подвига преподобный избрал пещеру около княжеского местечка Берестово, в которой прежде уединялся для молитвы митрополит Иларион. Пещера, после того как в ней поселился преподобный Антоний, стала привлекать горожан и киевскую знать, приходивших за благословением и духовным советом к богомудрому старцу. Те же, кто стремился к монашеству, просили позволить остаться с ним. Поселившиеся в пещере иноки ископали для себя новые келии, соединив их длинными подземными ходами, и там же устроили подземную церковь. Так образовалась Печерская обитель, удостоившаяся особого покровительства Царицы Небесной, Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, и прославившаяся святостью жизни и подвигами иноков.
Вскоре пещера стала слишком многолюдной для преподобного Антония, искавшего уединения. Поставив для братии игуменом преподобного Варлаама, он удалился на соседний холм, где выкопал новую келию, положив таким образом основание комплексу пещер, названных впоследствии Ближними. Первоначальные пещеры получили название Дальних.
Не приняв по смирению игуменства, преподобный Антоний по-прежнему оставался отцом и наставником братии. Дух его пребывал с ними, молитвы его низводили в их сердца небесную благодать, утверждавшую в вере и укреплявшую в подвижнической жизни.

  

Основателем общежительного монашества на Руси стал сподвижник преподобного Антония Печерского — преподобный Феодосий, юношей пришедший к нему и принявший в его пещере монашеский постриг. Преподобный Феодосий превосходил всех смирением и трудами, чем снискал всеобщую любовь. По его благословению в Печерской обители был введен монастырский устав, привезенный из Константинополя и со временем принятый во всех русских обителях.
С этой поры на Руси определились два рода монашеской жизни по двум ее образцам, явленным преподобными Антонием и Феодосием. Первый — это отшельничество в пещерах и затворах, подвиг особо трудный и высокий. Второй — иноческое общежитие, воспитывавшее у братии такие необходимые для монаха добродетели, как терпение, смирение, послушание, братская любовь, отсечение своей воли и всецелое подчинение настоятелю, старшей братии и правилам монастырского устава.

Так велика и многоплодна была сила благодати Божией в Печерской обители, что именно здесь зародился особый подвижнический дух русского монашества и прославилось множество святых угодников Божиих. Вот как характеризует святую Печерскую обитель преподобный Нестор Летописец: «Пошел он (монастырь) от благословения Святой Горы Афонской, поставлен не от богатства, а слезами, пощением, молитвою, бдением, и превзошел славою монастыри, построенные князьями и боярами с богатством серебра и золота».
Когда число братии умножилось настолько, что пещерная обитель стала для них тесна, пришло время создания наземного монастыря. В 60-х годах XI в. печерская братия расселилась у Дальних пещер, вблизи первоначального монастыря, а в 70–80-х годах начала осваиваться верхняя территория Лавры. Пещеры же использовались как место уединенной молитвы и погребения монахов.

  

И поныне великой святыней Киево-Печерской Лавры являются почивающие в Ближних и Дальних пещерах мощи Печерских святых. Пещеры, вырытые монахами-подвижниками и давшие название древнему монастырю, являются уникальным историческим памятником и поистине духовной сокровищницей. Ближние пещеры, скрывающие под спудом мощи прп. Антония, называются также Антониевыми, а Дальние, где покоились мощи прп. Феодосия, — Феодосиевыми. И в Дальних, и в Ближних пещерах обустроено по три храма. Самым древним пещерным храмом является церковь Благовещения в Дальних пещерах.

Киев с его главной святыней — Киево-Печерской Лаврой, издревле был центром православного паломничества на Руси. Для верующего христианина увидеть город — колыбель отечественного Православия, и монастырь, который избрала Своим Уделом Пресвятая Богородица, было великой милостью Божией, а нередко и целью всей жизни.
Паломничество в Лавру часто совершали по обету, и не всегда этот путь был безопасен. Только с XVII в., когда отошли в прошлое набеги кочевников и притеснения со стороны униатов, паломничество к киевским святыням становится более доступным.
Паломники с благоговейным трепетом ступали на киевскую землю и, по обыкновению, посещение ее храмов и монастырей начинали с Печерской Лавры. Архидиакон Павел Алеппский, путешествовавший в 1654-м и в 1656 гг. с Антиохийским патриархом Макарием III, провел на Украине около ста дней, оставив для истории много фактических сведений и красочных описаний. Возвращаясь из Московии, патриарх и его причт остановились на ночлег под Киевом... «В эту ночь, — пишет отец Павел, — мы спали на берегу реки, в совершенном довольстве и спокойствии, ибо с той минуты, как мы увидели Печерский монастырь, блестевший в отдалении своими куполами, и как только коснулось нас благоухание этих цветущих земель, наши души вострепетали от радости и ликования, сердца наши раскрылись, и мы изливались в благодарениях Господу Богу...»
Узнавая историю Киево-Печерской Лавры, мы сродняемся с ней и навсегда оставляем здесь часть своей души. Войдем же в древнюю обитель, пройдем по ее древним улицам, осмотрим ее храмы и поклонимся ее святыням.

 Храмы Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры 

До нашего времени сохранилась изначальная планировка лаврской застройки, прекрасно гармонирующей с рельефным ландшафтом правого берега Днепра. Монастырь расположен на высоких холмах, между которыми пролег глубокий овраг, разделяющий его на так называемую Верхнюю Лавру, куда еще в XI в. перебралась основная часть братии, и Нижнюю, где находятся Ближние и Дальние пещеры и странноприимный двор. Каждый из комплексов древней обители составляют несколько храмов, административных, жилых и хозяйственных построек.
На верхней территории вокруг Успенского собора (главного храма Лавры) расположены келии священноначалия монастыря и братии, здания экономии, типографии, больничного монастыря и мастерских. Здесь же находится Великая лаврская колокольня и братская трапезная с церковью. Южнее, на склоне холма, расположен вход в Ближние пещеры, а на самом южном возвышении — в Дальние.

На холме, возвышающемся западнее, над Ближними и Дальними пещерами, в XI в. была богадельня, основанная преподобным Феодосием. Спустя шесть столетий, уже в XVII в., здесь строится обширный странноприимный двор, где в XIX в. была устроена для паломников  больница с церковью.  Все составляющие Лавру части разделены высокими каменными стенами и сообщаются воротами и галереями, они дополняют одна другую и в целом представляют перекресный архитектурный ансамбль.

 Храмы Свято-Успенской Киево-Печерской ЛаврыКак и большинство древних монастырей, Лавра со времени своего основания была обнесена оградой, отделявшей ее символически и буквально от мира, поглощенного житейской суетой, обуреваемого страстями и войнами. Преподобный Нестор Летописец писал о том, что, выйдя из пещер на поверхность земли, Печерская обитель окружила себя деревянной изгородью. В конце XI — начале XII в. вокруг верхней территории монастыря были возведены каменные стены, разрушенные в 1240 г. ордой Батыя. Вероятно, ограждение было восстановлено, так как в конце XVI в. посланники польского короля не смогли проникнуть в Лавру, чтобы передать ее униатам. Сегодня мы видим, что весь монастырь огражден высокой каменной крепостной стеной с угловыми башнями. Эти стены начали строиться на верхней территории в конце XVII в. гетманом Иваном Мазепой и впоследствии неоднократно перестраивались и расширялись.
смотрим бывший Верхний монастырь, на территории которого с 20-х годов XX в., со времени установления богоборческой власти, и до сего дня расположен Государственный историко-культурный заповедник.  Храмы Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры
В эту часть Лавры ведут четверо ворот: Западные (Святые врата с Троицкой надвратной церковью); Северные (Экономические ворота с церковью Всех святых); Восточные и Южные (или Пещерные). Главный вход в Лавру — Святые врата. Они находятся в углублении, образованном в западной стене ограды. Стены этого уступа покрыты росписями с изображениями преподобных отцов Печерских Ближних и Дальних пещер. С левой стороны от входа изображен прп. Антоний с иконой Успения Божией Матери в руках, окруженный святыми Печерскими угодниками, почивающими в Ближних (Антониевых) пещерах; а с правой — с крестом в руке, прп. Феодосий со святыми, почивающими в Дальних (Феодосиевых) пещерах. Через Святые врата входили в Лавру только пешком, никто не смел въезжать в них.
Над Святыми вратами Лавры находится церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, древнейшая из сохранившихся. Ее построил в XII в. преподобный Никола Святоша, правнук Ярослава Мудрого, сын Черниговского князя, принявший постриг в Киево-Печерской Лавре и исполнявший в течение трех лет послушание вратаря при Святых вратах. Ныне его мощи нетленно почивают в Ближних пещерах.
Во времена Киевской Руси Троицкая церковь, как надвратный храм, была символом небесного заступничества обители. Она чудом Божиим уцелела после татарского набега 1240 г. и позднейших разорений Лавры. Вид Троицкой церкви, имевшей в глубокой древности простые и строгие архитектурные формы, остался без существенных изменений за исключением элементов декора и росписи. В конце XVII в. Троицкая церковь обновлялась и достраивалась на средства гетмана Ивана Мазепы.

О древних росписях храма сведений не сохранилось. В 1734 г. лаврскими иконописцами Феоктистом (Павловским) и Иоанном (Максимовичем) храм был расписан заново. В 1744 г. Алипием (Галиком) расписан притвор. Совместно с Иваном Кодельским, отец Алипий расписывал западный и восточный фасады церкви. Самобытная барочная живопись в интерьере храма тематически раскрывает суть церковного догмата о Триединстве Божества и пути к спасению. Стены, колонны и купол храма покрыты символическими изображениями и пейзажами, характерными для украинской иконографии того времени. Глядя на росписи Троицкой церкви, мы можем представить, как были расписны в начале XVIII в. Успенский и другие храмы Лавры. 

 Храмы Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры 
Главный храм Киево-Печерской Лавры — Великая Печерская церковь (Успенский собор) находится напротив Святых врат, посреди центральной площади Верхней Лавры. Этот «небеси подобный» храм, один из древнейших в Киевской Руси, занимает особое место в жизни Православной Церкви и в отечественной культуре. С его созданием открылась новая страница истории древнерусского зодчества и иконописи.

По свидетельству прп. Нестора Летописца, каменная церковь Успения в Печерском монастыре была заложена по благословению прп. Антония св. игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1073 г. Время разрушало этот храм, преображало и воссоздавало вновь, как незыблемую святыню Православия.
Вот как повествует Печерский Патерик о создании Великой церкви. Матерь Божия направила из Константинополя в Киев греческих зодчих, явившись им во Влахернском храме со словами: «Хочу церковь Себе построить на Руси в Киеве: повелеваю же вам — возьмите золото себе на три года и идите на возведение ее... Прииду же и Сама увидеть церковь, и в ней хочу жить... Моим именем хочу назвать ее, — и, вручив икону Успения Божией Матери, добавила: — Она наместной да будет». Выйдя из храма, зодчие на облаке увидели изображение великолепной церкви, а когда построили ее, так и называли долгое время — «небеси подобною». В этом явлении и благословении Пресвятой Богородицы отражена глубокая связь Православной Руси с Византией как преемницей и источником благодати Апостольской Церкви.
Основание и строительство храма сопровождались многими чудесными событиями, являющими Божию милость и заступление Матери Божией, небесной покровительницы Киево-Печерской Лавры. Место для строительства храма было указано божественными знамениями по молитвам прп. Антония.  Храмы Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры

Землю и сто гривен золота для строительства церкви пожертвовал киевский князь Святослав. Большой вклад в строительство сделал варяжский воевода Шимон (в крещении Симон). Гонимый соплеменниками, однажды он молился в домовой церкви у родового образа Распятия и услышал голос, повелевший ему идти на Русь, взяв с собой пояс и венец от Распятия. Шимон снарядил корабль и отплыл в неведомую землю. В море судно настигла штормовая буря, и, теряя надежду на спасение, варяг взмолился к Богу. Он увидел в небесах неземной красоты церковь и вновь услышал голос свыше, предсказавший ему, что сейчас он останется невредим, а в будущем сподобится участвовать в строительстве этой церкви, где и будет погребен. В откровении ему были сообщены размеры храма, который надлежало построить, и указана мера — пояс Спасителя.

Божий Промысл приводит варяга к преподобному Антонию. Перед битвой с половцами старец сказал Шимону, что русичи потерпят поражение, но сам он останется в живых, а кроме того, подтвердил предсказания о том, что построена будет в Печерской обители  церковь, в которой по кончине упокоится Шимон. Возвратившись из неудачного похода, Шимон отдал преподобному венец и пояс и рассказал все, что стало известно ему из откровений о строительстве «небеси подобной» церкви.

По молитвам преподобного Антония Господь чудесными знамениями указал место будущего храма. В 1075 г. начались основные строительные работы. В разбивке плана церкви и закладке фундамента принимали участие призванные Богородицей византийские зодчие. Как повествует Патерик, денег, врученных Царицей Небесной на строительство, было «на три лета». Вчерне возведение храмового строения к 1077 г. было закончено.

В период игуменства Стефана вокруг Успенской церкви были построены новые келии. Здесь образовался большой «новый» монастырь, поскольку сюда была переведена из пещер братия. Завершалось строительство Успенской церкви в игуменство прп. Никона, ставшего настоятелем монастыря в 1078 г. В 1083 г. пришли из Царьграда иконописцы, чудесно нанятые прпп. Антонием и Феодосием, а греческие купцы, бывшие свидетелями этого чуда, пожертвовали мозаику на украшение храма. Трудясь пять лет над росписью церкви, иконописцы стали свидетелями дивных чудес: Господь помогал братии украшать церковь, как прежде помогал ее строить. Согласно предсказанию Божией Матери, они приняли здесь постриг и остались в монастыре.
В 1088 г., спустя пятнадцать лет после основания, церковь была готова к освящению. Она отличалась необыкновенным величием и красотой наружного и внутреннего убранства. Ее стены и иконостас блистали золотом и разноцветной мозаикой и были украшены множеством икон, пол выложен узорами из камня разных пород, глава храма позолочена, а крест на куполе выкован из золота. Недаром современники называли ее «боголепной» и «небеси подобной». Освящение Великой лаврской церкви, также сопровождаемое многими знамениями благоволения Господня, состоялось в 1089 г. и было приурочено к празднику Успения Пресвятой Богородицы.

 Храмы Свято-Успенской Киево-Печерской ЛаврыНи одна церковь в древней Руси не была столь почитаема, как соборная Великая церковь Печерской обители. Все главные святыни Лавры всегда хранились в Великой церкви.
Долгое время считалось, что древние части Великой Печерской церкви, ввиду множества реконструкций и перестроек, не сохранились. Однако в результате исследований XIX и XX вв. были обнаружены фрагменты, относящиеся к XI в. Так, на плинфах собора были найдены не только отдельные буквы кириллицы, но и целые слова и фразы. На стенах сохранились изображения крестов, надписи и рисунки, сделанные мастерами-строителями по сырому раствору.

Во время археологических раскопок престола в 1963 г. были обнаружены фрагменты горшка, в котором находились завернутые в ткань частицы мощей. Там же были найдены плитки и кусочки смальты XI в. Это все, что осталось от престола XI в. после реконструкций 1729, 1755 и 1893 гг. В кирпичной кладке основания престола 1729 г. был обнаружен шиферный столп, вкопанный в землю. Возможно, это часть «краеугольного камня», заложенного при закладке храма. Раскопки у основания этого камня показали, что он вкопан в грунт в XI в. Были найдены и остатки жертвенника. Было найдено также большое количество фрагментов первоначального пола из шиферных плит, инкрустированных кусочками смальты. При восстановлении собора в 2000 г. отдельные фрагменты пола были оставлены для осмотра.
В воспоминаниях Павла Алеппского есть описания мраморных колонн древней алтарной преграды. По преданию, части первоначального иконостаса были использованы при реконструкции церквей Ближних пещер.

Греческие мастера — архитекторы, мозаисты и иконописцы — с благословения игуменов Стефана и Никона создали монастырскую строительную артель и иконописную мастерскую, которые занимались благоукрашением не только Успенского Печерского собора, но и храмов Михайловского Златоверхого монастыря, Кловской Влахернской обители преподобного Стефана и других храмов. В 1951 г. на территории Лавры археологами была обнаружена древняя мозаичная мастерская.
До разрушения Успенского собора в 1941 г. из древних частей храма наружу выступали только алтарные апсиды, сохранившиеся целиком (кроме южной, которая была переделана в литовский период, вероятно, князем Симеоном Олельковичем). Главная апсида в древности имела рельефные изображения Богородицы и стоящих по ее сторонам Архангелов: части этих рельефов хранились в лаврской ризнице. На алтарной стене от древности уцелел крестик с буквами ІС. ХС. НИ. КА. Древними оставались средняя глава и купол над Иоанно-Предтеченским приделом.
Первоначально Великая лаврская церковь имела один полусферический купол. Предтеченский храм, стоявший когда-то отдельно, тоже имел купол приплюснутой полусферической формы.

 На месте нынешних боковых приделов и паперти находилось несколько часовен, пристроенных в XIII–XVI вв. Перед церковью Иоанна Предтечи была часовня Ельцов, за Предтеченской церковью — часовня Трех святителей, за ней, ближе к алтарю, — часовня Иоанна Богослова, а в юго-восточном углу — часовня князей Корецких (во имя св. первомученика архидиакона Стефана). Святитель Петр Могила для симметрии с северной стороной пристроил с южной стороны еще две часовенки и поставил четыре новых купола. В конце XVII в. боковые часовни были объединены и образовали нынешние приделы с двумя алтарями (на плане 1695 г. они уже указаны); в состав северного придела, посвященного святому первомученику Стефану, вошла и древняя Предтеченская церковь; западные часовни были заменены папертью с четырьмя входными дверями. К началу XVIII в. вся древняя церковь была застроена, фасад ее приобрел барочные формы. Окна и двери были декорированы наподобие матерчатых драпировок. В 1470 и 1722– 1729 гг. церковь возобновлялась.

О первоначальном внутреннем убранстве храма можно судить по описаниям, приведенным в летописях, «Печерском Патерике», «Синопсисе» и в воспоминаниях очевидцев. В них описываются, прежде всего, поражавшие своей красотой мозаики из «позлащенных камней», фрески и мраморные облицовки стен и пола. В древности церковь была «мусиею (мозаикой) сложена не токмо по стенам, но и по земле». Храмы Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры

Расписывали Успенскую церковь греческие иконописцы. К сожалению, ни древняя живопись, ни более поздняя не сохранилась. Приведенное в Патерике житие прп. Алипия дает нам возможность узнать и о содержании росписей, и о чудесных явлениях, свидетелем которых он был. Когда иконописцы украшали алтарь мозаикой, внезапно на горнем месте чудесно изобразился лик Богородицы и из него вылетел голубь и летал «к образу Спасову» и к изображениям святых мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора, частицы мощей которых были вручены строителям Матерью Божией во Влахерне и положены в основание храма. Белый голубь перелетал от одного образа к другому, садясь святым то на руку, то на главу, и подлетев, наконец, к наместной иконе Богоматери, скрылся за этой иконой.

Павел Алеппский, видевший мозаики Великой церкви в XVII в., описывает находившийся в алтаре образ Богородицы, подобный Киево-Софийскому. Под ним — образ Христа в окруженнии апостолов (Евхаристия), а на западной стене церкви — образ Успения, мозаичный пол в алтаре и мраморный мозаичный цоколь вокруг кафедры.

В XVIII в. мозаики были заменены росписью, впоследствии неоднократно обновлявшейся. Несмотря на изданный в 1722 г. запрет на аллегории в церковной живописи, в Успенской церкви они изобиловали. За престолом, наряду с другими сюжетами, был изображен Иисус Христос, распятый на ветвях дуба, около жертвенника — Агнец, Пеликан, — все в духе барочной украинской иконописи. Среди авторов этого времени известен С. Каменский. Реставрация росписи 1772 г. производилась Захарией (Голубовским). Продолжил эти работы в 1843 г. академик Ф. Солнцев. В 1893 г. собор был заново расписан группой художников под руководством В. Верещагина. В настоящее время предприняты попытки росписи на хорах восстановленного Успенского собора.

В домонгольское время иконостасами на Руси служили мраморные либо деревянные преграды, состоявшие из колонок-столбиков с находящимися между ними низкими парапетами и опиравшегося на колонки архитрава. В традиции того времени иконы еще не размещались между колоннами на парапетах. В центре преграды находились Царские врата. Иконы, водруженные на архитрав, составляли второй ярус и формировали деисисный чин. Наместная икона, благословленная Божией Матерью и принесенная из Царьграда, находилась в центре, над алтарными столпами, поддерживавшими фриз с карнизом и выполнявшими функцию Царских врат. В этой преграде находился и тот чудесный образ, с которым произошло чудо на глазах прп. Алипия. Здесь же, по-видимому, со стороны алтаря был подвешен золотой венец и золотой пояс варяга Шимона, увезенные позже Владимиром Мономахом в Суздаль. Древний иконостас сохранялся, вероятно, до 1482 г., а может быть, и до XVI в., когда князем Константином Острожским был устроен новый шестиярусный иконостас, известный по копии, отлитой по благословению Московского Патриарха Никона. В 1896 г. его верхние ярусы были сняты в подражание первоначальной низкой алтарной преграде.

 Храмы Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры 
До 1941 г. в Успенском соборе стоял иконостас времен гетмана Скоропадского (1708–1722 гг.), имевший большую художественную ценность. Икона Успения, Печерских святых и другие покрывались роскошными ризами. Вокруг икон были сделаны рамы из звезд. Царские врата были кованые из серебра с позолотой. Все это — работы лаврских ювелиров, славившихся наряду с живописцами и резчиками.

Кроме главного Успенского престола, в Великой церкви имелись еще пять приделов: три внизу — св. ап. Иоанна Богослова (справа, единственный сохранившийся после взрыва 1941 г.), св. первомученика архидиакона Стефана (слева) и св. Иоанна Предтечи (в северо-западном углу), и два на хорах — св. ап. Андрея Первозванного (справа) и Преображения Господня (слева).

В приделе Иоанна Богослова был прорезной иконостас с картинами жития апостола Иоанна, любимого ученика Христова.
До взрыва 1941 г. на северной наружной стене древними оставались части Иоанно-Предтеченской церкви, объединенные в XVII в. с основным храмом. Купол над этой частью храма, как и своды самой церкви были древними. В XVII в. Предтеченский храм был разделен на два этажа, и верхняя его часть присоединена к хорам Великой церкви.

В прежнем храме Иоанна Предтечи иконостас был той же работы, что и в Троицкой церкви на Святых вратах и в боковых нижних приделах Великой церкви. Перед иконостасом святителем Петром Могилой были положены мощи святой девы Иулиании, княжны Ольшанской. Княжна почивала в открытой раке, так что можно было видеть ее белое благообразное лицо, одежды, шейную золотую гривну и наушницы. Мощи св. девы Иулиании по-страдали в пожаре 1718 г. и в настоящее время находятся в за-крытой раке в Ближних пещерах.

Во время последнего восстановления Успенского собора Предтеченский придел приобрел вид отдельного храма внутри Великой церкви. В нем были собраны все найденные во время реконструкции останки, прежде погребенные в соборе под спудом.
Над Царскими вратами иконостаса главного престола в драгоценной раме помещалась величайшая лаврская святыня — икона Успения Пресвятой Богородицы, по преданию принесенная в Киев в 1073 г. греческими мастерами, которым во Влахернском храме ее вручила Пресвятая Богородица.

На иконе Успения Божия Матерь изображена почивающей на одре, перед которым стоит Евангелие (оно покрывало отверстие в середине доски, где хранились частицы мощей семи святых мучеников, положенные по благословению Пресвятой Богородицы храмоздателями в основание церкви). У главы Божией Матери стоят шесть апостолов и среди них Петр с кадилом в руке; у ног Ее — пять апостолов, а святой апостол Павел припадает с левой стороны к ногам Богородицы. Посредине изображен Спаситель, держащий в пеленах душу Богородицы, а вверху, около головы Его, — два ангела с белыми убрусами. Икона была вставлена в раму, вмонтированную в большой металлический круг. На прочных шелковых шнурах чудотворная икона спускалась ежедневно по окончании утрени и литургии для благоговейного целования богомольцами.   

Древний престол Великой церкви был из кирпича. Первоначально он был покрыт мраморной доской, а в 1744 г. обложен серебром. На жертвеннике находился золотой крест с частицами крови Христа, столба бичевания и вервия от столба бичевания. Иконостас этой части храма был также «страстной», т. е. имел иконы, изображающие страдания Спасителя.

Справа от иконостаса, у южной стены главного придела Великой церкви, хранился серебряный ковчег с главой святого равноапостольного князя Владимира, а слева, в небольшой нише — мощи первого митрополита Киевского Михаила, крестившего киевлян и сыновей кн. Владимира. Свт. Михаил был сподвижником князя и вместе с ним много потрудился в деле крещения и христианского просвещения русского народа. Он скончался в 991 г. и был погребен в Десятинной церкви, устроенной св. кн. Владимиром. Отсюда его мощи были перенесены: около 1107 г. — в Ближние пещеры, а в 1730 г. — в Великую лаврскую церковь, где мощи двух великих просветителей Руси оказались рядом.

У южной стены главного придела Великой церкви помещался гроб прп. Феодосия, игумена Печерского (мощи его в 1240 г., ввиду нашествия Батыя, были сокрыты), а напротив него, в северо-западном углу, в киоте — частицы мощей всех Печерских святых. Недалеко от этого места на выступе стены находилась икона прп. Антония, пред которой, по преданию, стоял на молитве во время служб свт. Димитрий Ростовский. В память об этом позже здесь была установлена икона свт. Димитрия Ростовского.

В приделе св. первомученика архидиакона Стефана около иконостаса в серебряной раке хранилась часть его мощей — указательный палец. Эта святыня была принесена из молдавского Нямецкого монастыря Романским архиепископом Пахомием, жившим в Лавре на покое в начале XVIII в. В настоящее время эта святыня находится в Крестовоздвиженском храме в резной деревянной раке.

В том же Стефановском приделе, у алтаря Предтеченской церкви, находился спуск в подземелье, где были похоронены выдающиеся деятели Церкви и государства. Здесь почивали нетленные мощи свт. Павла (Конюскевича), митрополита Тобольского и Сибирского. Святитель Павел учился в Киевской Духовной Академии, был пострижеником Лавры. Выйдя на покой, пожелал возвратиться в Лавру, где и скончался 4 ноября 1770 г. При взрыве Успенского собора в 1941 г. рака и нетленные мощи святителя пострадали.

Под полом Великой церкви были погребены останки многих русских князей, гетманов, киевских воевод, митрополитов, епископов и архимандритов.
Древний притвор, в котором находилась гробница Константина Острожского, также служил местом погребения. Здесь после прп. Феодосия в древности хоронили князей, затем — представителей литовских фамилий и многих мужей, прославившихся духовными и государственными подвигами, таких как свт. Петр Могила, архимандриты Иннокентий Гизель, Елисей Плетенецкий, Павел Берында и др. В старину их гробницы, имевшие сверху надгробия с эпитафиями, были накрыты покровами с вышитыми на них портретами.

В Иоанно-Богословском приделе у северной стены возле иконостаса находилась чудотворная икона Божией Матери, называемая Игоревской. Это название икона получила оттого, что перед нею молился в последние минуты своей жизни св. благоверный князь Игорь. Он принял схиму в Киевской обители во имя св. мученика Феодора и был убит возмутившимися киевлянами в 1147 г. Икона эта древнего греческого письма. Перед нею особенно усердно молились богомольцы, претерпевшие  какие-либо несчастья. В 20-е годы XX в., незадолго до закрытия  и разграбления монастыря безбожной властью, икона была отреставрирована и покрыта новой ризой.

В этом же приделе, на южных дверях иконостаса, находилась чтимая икона свт. Николая Чудотворца с частицей мощей. У южной стены Богословского придела, в нише, у иконостаса, в особой раке хранились частицы мощей св. Иоанна Предтечи, свв. пророков, апостолов, святителей, мучеников и других святых — греческих, сербских, молдавских и русских, а также около 80 других святынь.

Лаврская ризница в древности располагалась на хорах. Здесь же хранились и свитки с планами постройки Великой церкви, чудесно доставленные из Влахерны и «блюдоми на память таковому чудеси». По этим планам строили Успенские храмы в Ростове и Суздале.
Ризница Лавры была необычайно богатой. Главное место в ней занимали священная утварь и облачения — из парчи, кованые золотом, украшенные алмазами и драгоценными камнями. В ризнице хранились также дорогие митры, например, кованая золотом, с алмазами, изумрудами, рубинами, сапфирами и жемчугом митра свт. Петра Могилы; напрестольные кресты, например, золотой крест с частью Животворящего Древа и землей от гроба Господня, подаренный гетманом Мазепой; чаша императрицы Анны Иоанновны; чаша гетмана Мазепы с хризолитами, аметистами и топазами; наперсные кресты свт. Петра Могилы (с гравировкой); дарохранительницы прорезной киевской работы; оклады Евангелий: один пожертвован Петром и Иоанном Алексеевичами в 1639 г.; второй — царицей Марфой Матвеевной и др. Кроме названного, в ризнице хранился клад, найденный в тайнике Великой церкви во время ремонта 1898 г., а также медаль с портретом кн. Константина Константиновича Острожского, которая отличалась особой красотой и тонкостью работы и считалась одним из лучших произведений европейского ювелирного искусства.

 Храмы Свято-Успенской Киево-Печерской ЛаврыК киевским ювелирам приезжали учиться мастера из других городов. Пользовалась известностью и лаврская мастерская, поставлявшая изделия из золота и серебра во все пределы русской земли.
Древних ценностей в ризнице Лавры сохранилось мало — барельефы Богородицы, вероятно, украшавшие некогда внешнюю стену главной апсиды; фрагменты мозаик, части запрестольного места со следами инкрустации, несколько икон XVII—XVIII вв., образцы кирпичей XI в. и некоторые другие.
Революция 1917 г., принесшая с собой разорение и осквернение Лавры, уничтожила большую часть ее уникальных святынь. 1 января 1930 г. монастырь был закрыт. Еще в 1922 г. на его территории было устроено так называемое «Музейне містечко». Большая часть лаврских святынь была разворована, остальное — конфисковано и передано в качестве экспонатов атеистическому музею, цинично названному «Историко-культурным заповедником». Многие из них исчезли бесследно.  В годы фашистской оккупации была утрачена чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, находившаяся в Успенском соборе до его варварского уничтожения в годы войны. После взрыва 1941 г. до недавнего времени на месте величественного храма стояли руины — как символ разрушительности безбожного режима. В 1988 г., когда монастырь только начал возрождаться после десятилетий богоборчества, первая литургия в праздник Успения Божией Матери состоялась при большом стечении верующих на обломках некогда «небеси подобной» церкви.
Согласно постановлению Совета Министров УССР 1991 г. «Про перелік культових будівель — визначних пам’яток архітектури, які не підлягають передачі у постійне користування релігійним організаціям», к таким памятникам были отнесены многие лаврские строения. Заказчиком работ по восстановлению Успенского собора выступила Киевская городская государственная администрация, генеральным подрядчиком — корпорация «Укрреставрация», генеральными проектировщиками — АТ «Киевгенплан», «Киевпроект» под общим руководством О.А. Граужиса. «Укрзахідпроектреставрація» разработала концепцию восстановления интерьера собора под руководством Р.И. Могитыча. Большой вклад в восстановление Великой церкви внесла Украинская Православная Церковь, в частности и сама Киево-Печерская Лавра.

21 ноября 1998 г., в день памяти Архистратига Божия Михаила, Предстоятель Украинской Православной Церкви Митрополит Киевский и всея Украины Владимир положил первый кирпич в основание вновь возрождающейся Великой церкви. Спустя два года, 24 августа 2000 г., Блаженнейший Владимир освятил величественный храм, выросший на месте руин. При восстановлении Успенскому собору были возвращены формы и декор XVIII в.
Над воссозданием барочных фронтонов, которыми во второй половине XVIII в. были украшены фасады храма, работали киевские художники-реставраторы С. Баяндин и Ю. Гузенко. Образы пророков, Архангелов и преподобных Печерских написаны в свободной художественной манере, характерной для украинского барокко. Теми же авторами расписаны фасады собора. В своем проекте настенной живописи художники стремились воплотить украинскую барочную традицию. Всего на стенах собора помещено 186 композиций.

Обновленный Успенский собор, как и в XVIII в., украшают 48 рипид. На позолоту рипид, крестов и куполов было израсходовано 8,514 кг сусального золота.
Изразцы, как храмовое украшение, стали использоваться еще в конце X в. На восстановленном Успенском храме имеются 362 гипсовые розетки.
В интерьере храма предполагается восстановить росписи XVIII в. по акварельным рисункам академика Ф. Солнцева, сохранившимся в историческом архиве С.-Петербурга. Они послужат образцами для подборки сюжетных композиций, которые дополнят отсутствующие фрагменты. Стены интерьера планируется украсить лепными элементами: карнизами, поясами, растительными орнаментами в стиле украинского барокко.

На хорах в северо-западной части восстановлено помещение библиотеки, интерьеры которой  — шкафы, большой стол, кресла и пр. — также предполагается восстановить.
При воссоздании иконостаса использовались рисунки академика Солнцева, а как аналог — иконостас Троицкой надвратной церкви, резьба которого подобна той, что украшала прежний иконостас главного алтаря Великой церкви. Нынешний сосново-липовый иконостас длиной 25 м и высотой — 21 м состоит из пяти ярусов. Восстановление Успенского собора не только как архитектурного сооружения, но и как действующего храма канонической Церкви несомненно имеет величайшее значение для всего православного мира.

К северо-западу от Успенского собора, рядом с Троицким храмом, находится вход в бывший Никольский больничный монастырь с церковью во имя святителя Николая, основанный преподобным Николой Святошей в XII в. Здесь он провел остаток своих дней, ухаживая за престарелыми и больными монахами. Предполагается, что деревянная церковь с трапезной в больничном монастыре была построена в начале XVII в. Каменный храм на месте прежнего деревянного датируется 1700-м годом. После пожара 1718 г., нанесшего Верхней Лавре большой урон, в больничном монастыре были сделаны значительные перестройки. С западной стороны к храму, наружная отделка которого выполнена в стиле «мазепинского барокко», была пристроена больничная палата. Алтарную часть храма венчает окрашенный в синий цвет купол с позолоченными звездами. Внутренним украшением церкви был вырезанный в 1780 г. киевским мастером Андреем Здорилковским липовый резной трехъярусный иконостас с серебряными Царскими вратами, иконы для которого писали лаврские иконописцы под руководством Захарии (Голубовского). Особо чтимыми были здесь иконы святителя Николая и великомученицы Варвары.

В 1861 г. над трапезной палатой Никольского храма достроили второй этаж, где была освящена церковь во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Пострадавшая в 1941–1943 гг., она была упразднена при реставрации. В том же 1861 г. в Никольском монастыре в больничном корпусе был освящен храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в котором совершалась самая ранняя литургия.

В 1902—1903 гг. по проекту архитектора Евгения Ермакова на месте старых строений был построен двухэтажный аптечный корпус с колокольней. Эта аптека была крупнейшей в Киеве и пользовалась в городе большой популярностью. В настоящее время в этом здании расположена Государственная историческая библиотека. В церкви и других корпусах  больничного монастыря расположены служебные помещения заповедника.
От Больничного монастыря между двумя корпусами бывших келий и мастерских пролегла улица Клирошан, соединенная с Экономической улицей, выходящей к Экономическим воротам с Всехсвятской надвратной церковью.
А теперь вернемся к Успенскому собору. Двор перед ним усажен деревьями, под которыми всегда отдыхали богомольцы, располагаясь группами вокруг колодца (в настоящее время водопроводный фонтанчик). Рядом стоял столб с солнечными часами (в XIX в. его уже не было).

Одноэтажные здания по обе стороны дорожки из темно-серого гранита, проложенной от Святых врат к Успенскому собору, — это бывшие келии соборных старцев. Эти келии были возведены в начале XVIII в. на месте прежних, деревянных, сгоревших во время пожара 1718 г. В направлении к собору здания келий, удаляясь друг от друга, образуют центральную площадь монастыря. Для входящего в Святые врата создается эффект обратной перспективы (принятый в канонической иконописи), который визуально приближает Успенский собор. Корпус, находящийся справа от входа в Лавру (№ 3), построен в 1721 г. и имеет длину 64 м. Корпус слева (№ 4), протяженностью более 140 м, своим восточным фасадом выходит на Экономическую улицу. В келиях соборных старцев Лавры сегодня располагаются магазины и выставочные залы заповедника.

 Храмы Свято-Успенской Киево-Печерской ЛаврыЭкономическая улица соединяет Великую церковь с Северными, или Экономическими, воротами, которые использовались прежде для хозяйственных нужд монастыря. Ворота венчает надвратная церковь Всех святых, построенная в 1696–1698 гг. иждивением гетмана Ивана Мазепы. Многие монастыри и храмы того времени, в том числе и лаврские, восстанавливались и строились на пожертвования духовенства и казацкой старшины. На северном фасаде храма в 2000 г. восстановлен герб Ивана Мазепы. Имя архитектора храма не сохранилось, но некоторые исследователи считают, что это Дмитрий Аксамитов, автор проекта Экономических ворот. Всехсвятский храм построен в стиле украинского барокко. Первоначальная роспись храма пострадала во время пожара 1718 г. В начале XX в. церковь была расписана заново группой иконописцев под руководством Ивана Ижакевича. В храме сохранился старый 6-ярусный иконостас и два мраморных напольных киота из Трапезной церкви.

Выйдя из Лавры через Экономические ворота и удалившись немного в северном направлении, можно увидеть церковь Преображения Господня, чаще называемую Спаса на Берестове, — ценнейший архитектурный и исторический памятник, внесенный, как и весь архитектурный комплекс Киево-Печерской Лавры, в перечень мировых памятников культуры, находящихся под охраной ЮНЕСКО.

В летописи под 1072 г. упоминается Спасский монастырь близ местечка Берестово с построенной между 1096–1138 гг. одноименной церковью. Церковь Спаса на Берестове называют последним храмом киевского зодчества второй половины XI— начала XII в. В основу ее планировки была положена мера Успенской церкви. Внутри храма сохранились древние росписи. Во время татаро-монгольского нашествия церковь была сильно повреждена и долго не восстанавливалась, оставаясь действующим храмом. Окончательно Спасская церковь была возрождена в 40-х годах XVII в. трудами святителя Петра Могилы, в то время еще печерского архимандрита. Зодчие, поднимая ее из руин, вписали в архитектуру нового строения и древнюю часть. Фундаменты, выведенные на поверхность, показывают настоящие размеры древнего Спасского храма. В летописях XII в. территория Спасского монастыря упоминается как место захоронения княжеского рода Мономаховичей.

 Храмы Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры 

В настоящее время храм для верующих закрыт в связи с реставрационными работами, и ставшие многолюдными богослужения и молебны иконе Божией Матери Пантанасса, или Всецарица, проводятся под открытым небом на фундаментах древнего храма.
Вернемся в Лавру, точнее на центральный двор, и обойдем Великую лаврскую церковь. Рядом с ней стоит ширококупольный в «неовизантийском» стиле храм в честь Преподобных Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой (Трапезная церковь).

Древнейшая из сохранившихся трапезная Печерского монастыря находится в Ближних пещерах. Летопись свидетельствует, что в 1108 г. была возведена первая каменная трапезная на верхней территории. Неподалеку от ее руин в XVI в. была построена деревянная трапезная с церковью. С 1694 г. на месте нынешнего трапезного комплекса стояла Петропавловская церковь с трапезной палатой. Пострадавшую от пожара 1718 г., ее восстановили в 1720-м. В просторной трапезной проходили заседания Духовного Собора и выборы архимандритов Лавры. К концу XIX в. она была признана недостаточной для возросшего числа братии и разобрана под новое строительство.
Сохранившаяся доныне церковь Преподобных Антония и Феодосия, соединенная с двухэтажной братской трапезной, построена в 1893–1895 гг. по проекту архитектора Владимира Николаева и расписана под руководством архитектора Алексея Щусева художниками П. Верещагиным, В. Даниловым, И. Поповым, И. Ижакевичем и орнаменталистом А. Лаковым. Архитектура, иконостас, росписи храма и трапезной, выполненные в характерной для того времени манере стилизации («неорусский» и «неовизантийский» стили), гармонично согласуются, делая лаврский Трапезный комплекс одним из лучших образцов церковного искусства конца XIX в. Выделяясь среди барочных строений Верхней Лавры, новая трапезная с церковью органично вошла и дополнила ее архитектурный ансамбль.

Во время взрыва Успенского собора 1941 г. Трапезная палата и церковь были повреждены. Реставрация производилась без существенных изменений первоначального вида, не удалось восстановить только отвалившуюся со штукатуркой роспись потолка Трапезной палаты.
Из множества погребений, находившихся вокруг церкви, до нашего времени сохранились три чугунные плиты у северной стены, одна из них — на могиле Ивана Искры и Василия Кочубея, убитых в 1708 г. Иваном Мазепой. Рядом восстановлена могила Петра Аркадьевича Столыпина, погребенного в 1911 году.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы примыкает с восточной стороны к Трапезной палате, а с западной — к дому настоятелей Лавры — Киевских митрополитов.

 Храмы Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры 

В 1776 г. при доме митрополита была построена деревянная Благовещенская церковь. В 1783 г. вместо нее уже упоминается храм Входа Господня в Иерусалим, а в 1840 г. рядом строится еще один деревянный храм в честь святителя Михаила, первого митрополита Киевского. Каменная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была устроена при митрополичьем доме в 1904–1905 гг. священноархимандритом Лавры митрополитом Флавианом (Городецким) по проекту архитектора Евгения Ермакова.

Сохранившееся до сегодняшнего дня двухэтажное с хорами здание храма пышно декорировано в стиле рококо. Боковые фронтоны храма прежде были увенчаны небольшими главками. Поврежденные взрывом Успенского собора в 1941 г., купола храма более не восстанавливались. Интерьер храма был решен архитектором как освещенный с двух сторон зал с хорами. На хоры вели две винтовые лестницы.
В храме в октябре — ноябре 1905 г. было освящено четыре престола: 1) главный, на втором этаже, — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; 2) в цокольном этаже — в честь свт. Михаила, первого митрополита Киевского; 3) на хорах справа — в честь свт. Флавиана, патриарха Цареградского; 4) на хорах слева — в честь свт. Митрофана,  епископа Воронежского.
В настоящее время в митрополичьих покоях и церкви Благовещения расположен Музей украинского декоративного искусства. Западнее митрополичьих покоев находится бывший дом наместника Лавры, рядом с которым стоит самое высокое и величественное здание Лавры — Великая лаврская колокольня, с которой открывается великолепный вид на Киев и его окрестности. В 1731—1745 гг. каменная четырехъярусная колокольня — знаменитое творение архитектора Иоганна Готфрида Шеделя — заменила деревянные «звонницы», сгоревшие в пожаре 1718 г. Высота колокольни вместе с крестом составляет 96 м 52 см, толщина стен нижнего яруса — 8 м. Верхние три яруса снаружи украшены колоннами различных ордеров. На капителях колонн четвертого яруса красуются двуглавые позолоченные орлы. Колокола и часы с боем расположены в верхних двух ярусах колокольни. Мелодичный перезвон часов каждые четверть часа напоминает нам о скоротечности земной жизни, о краткости времени, отведенного нам для покаяния и добрых дел.

С восточной стороны Великой церкви находится учрежденная архимандритом Елисеем Плетенецким (1596–1624 гг.) знаменитая типография Киево-Печерской Лавры. Архимандриту Елисею удалось объединить вокруг лаврской типографии ведущих церковных и исторических деятелей, таких как Иов Борецкий, Памва Берында, Захария Копыстенский, Филофей Назаревич, Гавриил Дорофеевич, Тарасий Земка и др. Для обустройства типографии была куплена в г. Стрятине (Галиция) типография, прежде принадлежавшая православному дворянину Феодору Балабану († 24 мая 1606 года).
Построенное в 1720 г. и претерпевшее множество перестроек, здание лаврской типографии является одним из лучших образцов киевской гражданской архитектуры. Бывшая типография монастыря достаточно велика: два этажа со стороны Великой лаврской церкви и три этажа со стороны Днепра. В нижнем этаже помещалась паровая машина, обеспечивающая отопление всего корпуса и приводящая в движение печатные и токарные станки; в среднем этаже находились семь скоропечатных машин и ручной станок, а также наборная и склад материалов; в верхнем — сушильня, хромолитография, фототипия и книгоподборная. Лаврская типография всегда, на протяжении всей своей истории (до разорения советскими властями), была оснащена совершеннейшим для своего времени оборудованием.

В типографии Киево-Печерской Лавры печатались преимущественно книги Священного Писания, церковно-богослужебные, церковно-исторические и нравоучительные книги, отчасти учебные пособия. Печатной продукцией Лавра обеспечивала нужды верующих, монастыри и храмы нашего отечества и всего славянского православного мира.

К пещерам от главного лаврского двора между зданиями бывшей типографии и иконописной школы ведет спуск, завершающийся так называемыми Пещерными воротами. Справа, не доходя до ворот, находилась центральная иконная лавка. Пещерные ворота Лавры были построены в 1795 г. по проекту главного инженера Печерской крепости Шарля де Шардона. Они называются еще Южными, а иногда и Ангельскими, так как со стороны пещер на воротах между колоннами изображены ангелы, держащие икону Успения Божией Матери Киево-Печерскую. На воротах установлен ажурный крест. В этом месте особенно видна монументальность и прочность лаврских стен. Храмы Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры

Современный монастырь Киево-Печерская Лавра занимает территорию Ближних и Дальних пещер и несколько корпусов бывшей лаврской странноприимницы. Войдя в Пещерные ворота, мы оказываемся на улице, идущей вдоль монастырского сада, разбитого по обе стороны крытой галереи.
Прямо против Пещерных врат находится примыкающая к монастырскому саду бывшая книжная лавка, в здании которой в настоящее время расположен Паломнический отдел Лавры.

Чтобы насладиться панорамой Нижней Лавры, обойдем вдоль ограды монастырский сад и остановимся перед спуском у поклонного Креста, установленного в память 2000-летия Рождества Христова. Здесь открывается широкий обзор территории Ближних и Дальних пещер. В недрах холма, с которого мы обозреваем окрестность, под садом, находятся Ближние, или Антониевы, пещеры; внутри противоположного холма (более удаленного от Великой церкви) — пещеры Дальние, или Феодосиевы.

До закрытия Лавры территории Ближних и Дальних пещер принято было называть монастырями, соответственно Ближних и Дальних пещер. Братия, несшая послушание в пещерах и в храмах над ними, возглавлялась блюстителями пещер.
Территория Ближних пещер стала приобретать современный вид в XVIII в., когда были построены Крестовоздвиженская церковь, колокольня и галереи.

Колокольня на Ближних пещерах построена в 1759—1763 гг. Степаном Ковниром. Двухъярусная колокольня имеет высоту 27 м. По своей архитектуре она напоминает надвратную, так как сквозь ее первый ярус проходит стометровая крытая галерея, соединяющая Верхнюю Лавру с территорией Ближних пещер. Ныне существующий павильон верхнего входа в галерею был построен напротив Пещерных ворот в 1826 г. в стиле ампир и украшен портиком тосканского ордера. В нижней части галерея проходит через притвор церкви во имя Всех преподобных Печерских, спускаясь со второго этажа здания на первый. Построенная в XVII в., галерея обновлялась в 1819–1828 гг.

Почти у подножия горы находится площадь, окруженная строениями Ближних пещер. Со стороны холма под одной кровлей, примыкая друг к другу, стоят Крестовоздвиженская церковь и церковь Всех преподобных Печерских (Теплый храм).

 Храмы Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры 

Вход в Ближние пещеры до середины XVII в. осуществлялся через деревянные сени. Между 1638 и 1651 гг. над входом в пещеры была построена церковь Воздвижения Честного Креста, перестроенная в 1670 г. В 1700 г. на месте прежней, частично деревянной церкви, на средства полтавского полковника Павла Герцика был воздвигнут каменный храм во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня.

Крестовоздвиженская церковь не перестраивалась и до наших дней сохранилась в своем первоначальном виде. Северной стороной она прилегает к холму, в котором выкопаны пещеры. Из храма прорублены три входа в Ближние пещеры: из притвора, трапезной и ризницы. К сожалению, сведения о первоначальной росписи храмового интерьера не сохранились. Известно лишь, что в 1817 г. живопись обновлялась, что свидетельствует о наличии более ранних росписей. В 1894–1895 гг. стены храма были заново расписаны в академическом стиле Даниилом Давыдовым. Иконы для иконостаса, вырезанного в 1769 г. киевским резчиком Карпом Швериным, написал лаврский иконописец Захария (Голубовский). Позже он возглавил лаврскую иконописную мастерскую. В конце XIX в. часть икон в иконостасе была заменена новыми. Серебряные чеканные Царские врата работы киевского мастера Алексея Ищенко были проданы советскими властями за границу и в настоящее время находятся в Музее искусств в Лос-Анджелесе.
В 1749 г., предположительно по проекту архитектора Иоганна Шеделя, с восточной стороны, у алтарной апсиды, к храму была пристроена галерея, из которой сделан еще один вход в пещеры. Северная стена галереи является подпорной для пещерного холма, а южная, бывшая открытой аркадой, переделана под окна и остеклена в 1880-х годах. Большое впечатление на посетителей производят росписи галереи, где изображены Страшный суд и мытарства блаженной Феодоры. В 1818 г. по проекту городского архитектора Андрея Меленского над галереей был надстроен второй этаж для братских келий и ризницы.

Крестовоздвиженская церковь с начала ее основания служила местом погребения духовных лиц. Здесь находятся погребения митрополитов — Арсения (Москвина), Филофея (Успенского), Иоанникия (Руднева), Феогноста (Лебедева) и Флавиана (Городецкого), до недавнего времени покоились также мощи свт. Филарета (Амфитеатрова) и сщмч. Владимира (Богоявленского), почивающие ныне в Дальних пещерах. Под правой стеной был погребен основатель храма, полковник Герцик. Над могилой его висел портрет, на котором он изображался в молитвенной позе перед Распятием.
По возвращении в 1989 г. храма монастырю в нем стали собираться сохранившиеся в годы гонений и новые святыни Лавры. В настоящее время над Царскими вратами древнего иконостаса находится чтимый образ Успения Божией Матери Печерской. Икона вставлена в позолоченный круг, подобно оригинальной чудотворной иконе Успения, и так же, как прежде было принято в Успенском соборе, после литургии она опускается на ремнях для благоговейного целования верующими.

С внешней стороны храма, у алтарной части его, есть несколько захоронений. Так, перед апсидой с наружной храмовой иконой Воздвижения Креста Господня находится могила схиархепископа Антония (Абашидзе, †1942). Он окончил Киевскую Духовную Академию, в 1892 г. (на первом курсе Академии) принял монашеский постриг  в Киево-Печерской Лавре, с 1906 г. — епископ Туркестанский, затем Таврический и Симферопольский. В 1923 г. принял схиму в Киево-Печерской Лавре, жил в Лавре на покое, а после ее закрытия — на частной квартире. Владыка Антоний был инициатором возобновления Лавры как монастыря в годы немецкой оккупации Киева.

За Крестовоздвиженским храмом (с восточной стороны) расположен бывший дом блюстителя Ближних пещер, где в настоящее время находится резиденция наместника Киево-Печерской Лавры. Это здание было построено около 1787 г. по проекту архитектора Алексея Яновского в стиле классицизма.
Напротив входа в пещеры, в фамильной часовне-усыпальнице Киевского, Подольского и Волынского генерал-губернатора, участника русско-турецкой войны Александра Безака братия монастыря читает Неусыпающую Псалтирь. Надо сказать, что некрополь Киево-Печерской Лавры настолько богат и значителен в духовно-историческом плане, что описание его представляет отдельную обширную тему. Как свидетельствуют исторические источники, на территории Лавры монашескую братию погребали вплоть до XVIII века.

Позже для погребений стали использовать кладбища лаврских пустыней — Китаевской, Спасо-Преображенской и Голосеевской.
Церковь во имя Всех Преподобных Печерских — второй наземный храм на территории Ближних пещер. Здание, в котором расположена церковь, было построено в 1839 г. под руководством выдающегося русского военного инженера Павла Дзичканца в качестве братских келий. В 1872 г. на втором этаже его была устроена и освящена церковь в честь Всех Преподобных Печерских. Проект перестройки разработал военный инженер О. Ветринский. Каменная, просторная и теплая церковь еще в XIX в. стала любимой среди братии и прихожан, почему за ней и закрепилось название «Теплого» храма.
В 2002 г. храм был реконструирован. Архитектурно-строительные работы возглавил инок Макарий (Гречанюк). Расписали церковь под руководством Олега Боровика ровенские иконописцы, выполнившие прежде росписи братской трапезной и храма во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник». В нижней части свода потолка по периметру храма изображены все преподобные отцы Печерские. Работы по изготовлению резного иконостаса, двух резных клиросов, киотов, престола и жертвенника возглавил архитектор Анатолий Бугринец. В храме хранятся две чтимые в Лавре иконы — Спасителя и Божией Матери, принадлежавшие священномученику Владимиру (Богоявленскому), Митрополиту Киевскому и Галицкому, почивающему ныне в Дальних пещерах.
Освящение храма состоялось 21 ноября 2002 г., в день памяти Архистратига Божия Михаила.

Двор Ближних пещер поддерживается опорной стеной, названной «Дебоскетовой» (по имени инженера Даниила Дебоскета, в середине XVII в. укрепившего косогор терассами). В 1781 г. работы «по укреплению горы» производились по проекту инженера генерал-майора Тучкова. Ныне существующая подпорная стена была возведена в 1784–1785 гг., возможно, по проекту военного инженера Шарля де Шардона. В 1810-е годы выступающие части подпорной стены украсили три ампирные беседки-ротонды. От одной из них, переделанной в 1869 г. под вход в галерею, ведущую к Дальним пещерам, в овраг между холмами спускается лестница. Далее мощеная дорожка, по обе стороны которой устроен чудесный розарий, ведет к колодцам преподобных Антония и Феодосия. В 2002 г. над колодцами были возведены часовни.

У выхода из Лавры к Днепру стоит храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник», окруженный со всех сторон крепостной стеной. В 1914–1915 гг. на этом месте была построена часовня над артезианским колодцем, устройство которого предполагалось в целях улучшения дренажа пещерных холмов. Ее строительство связано с именами лаврского архитектора Евгения Ермакова и инженера-гидротехника С. Коклика, много поработавших для благоустройства Киево-Печерской Лавры. Однако революционные события не дали возможности довести этот проект до конца. Во многом часовня так и осталась незавершенной. Когда в советские годы монастырь был разорен и ликвидирован, часовню разрушили, и долгое время она находилась в запустении. На этом месте из остатков часовни монастырем была построена освященная в 2001 г. церковь «Живоносный источник» — храм, в котором совершаются требы для мирян: крещение, венчание и др., служатся ежедневные молебны.

От Ближних пещер к Дальним во второй половине XVII в. была проложена крытая галерея, подобная той, которая от Верхней Лавры спускается к Ближними пещерам. Повторяя линии печерских холмов, галереи подчеркивают и дополняют красоту лаврского пейзажа. В любую погоду под сводами галерей можно безопасно преодолеть крутизну лаврских склонов, любуясь природой и архитектурой святой обители. В 1869 г. галерея между Ближними и Дальними пещерами была реконструирована по проекту монаха Евкарпия и не претерпела существенных изменений до сегодняшнего дня.
ыйдя из галереи на площадь у Дальних пещер, мы увидим возвышающийся на холме величественный храм в стиле украинского барокко — церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Около 1062 г. на этом месте в «Ветхом» монастыре был построен первый наземный храм Успения Божией Матери. После освящения Великой Успенской церкви храм над Дальними пещерами стал кладбищенским. Вокруг него формировался древний некрополь монастыря. О дальнейших перестройках храма сведений не сохранилось, но в первой половине XVII в. он уже именовался в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1696 г. на средства родственника гетьмана Мазепы, белоцерковского полковника Константина Мокиевского, при архимандрите Мелетии (Вуяхевиче), является шедевром украинской архитектуры XVII века.

 Храмы Свято-Успенской Киево-Печерской ЛаврыВ 1784 г. для храма был вырезан новый деревянный иконостас в стиле рококо, имевший чеканные серебряные Царские врата работы мастера Григория Чижевского. Как и царские врата Крестовоздвиженской церкви, врата храма Рождества Богородицы оказались в Лос-Анджелесском музее искусств. Иконостас не сохранился. В 1817 г. церковь была расписана заново художником Иваном Квятковским в академическом стиле. В эти же годы по проекту Александра Якушкина у подножия церкви была достроена галерея в виде открытой аркады, южная стена ее является подпорной для холма, на котором воздвигнут храм.

По возвращении нижней территории Лавры Церкви храм Рождества Богородицы был отремонтирован и заново расписан. В настоящее время это академический храм, где приобретают опыт богослужения учащиеся Киевских Духовных Академии и Семинарии.

На Рождественском кладбище погребены духовные и светские лица, имевшие значительные заслуги перед Церковью и государством: архимандриты Лавры Амвросий и Антоний, известный старец иеросхимонах Вассиан Слепой, настоятельница Арзамасской общины Олимпиада (ныне ее мощи покоятся в Свято-Введенском храме), иконописец Феодосий, дочь писателя С.Т. Аксакова София, генерал-майор Платон Голубцов с супругой — начальницей Киевского института благородных девиц Екатериной Голубцовой, сенатор В. Ильяшенко, герои и участники Отечественной войны 1812 г. генерал от инфантерии Паисий Кайсаров и генерал-адъютант Афанасий Красовский, и многие другие. Здесь покоится прах известного полководца генерал-фельдмаршала Фабиана фон дер Остен-Сакена. В 1815 г. он был военным комендантом захваченного русскими Парижа. С 1831 г. — губернатор Киевский, Подольский и Волынский. Дружил с митрополитом Евгением (Болховитиновым). Большинство погребений на этом кладбище относится к XIX в.
Западнее церкви высится красивая и стройная колокольня Дальних пещер, построенная в 1754–1761 гг. по типу надвратных Степаном Ковниром. Высота колокольни 41 м.

Церковь во имя Зачатия праведной Анны (Аннозачатьевская) расположена северо-восточнее Рождества-Богородичного храма. Этот каменный храм в 1679 г. построен на пожертвования жителя Печерского местечка Александра Новицкого. Ввиду частых оползней, церковь неоднократно укреплялась контрфорсами, что влекло за собой изменения в архитектуре и росписи. Около 1763 г. каменные купола и своды храма были заменены деревянной крышей с одним куполом. Тогда же был прорублен вход в Дальние пещеры. В 1784 г. с западной стороны к храму пристроен притвор.

 Храмы Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры 

Современный вид церковь приобрела в 1809 г., после реконструкции по проекту военного инженера архитектора Александра Якушкина. Он же является автором деревянной галереи с каменной башней у входа в пещеры. В 1811 г. архитектор Якушкин принял в Лавре монашеский постриг с именем Арсений, был соборным старецем и блюстителем Дальних пещер, а по окончании своего земного пути был погребен в склепе Аннозачатьевского храма, сооруженном им же при строительстве.

Дубовый иконостас храма был выполнен в византийском стиле по проекту архитектора П. Кудрина в 1880 г. в Москве. Тогда же грушевидный купол заменили шатровым. В 2003 г. начата новая реконструкция.
Из притвора Аннозачатиевской церкви в пещеры ведет узкая и крутая лестница. Выход из пещер осуществляется по более пологой лестнице через помещение бывшей панихидной, где в данное время находится одна из церковных лавок.
Над входом в Дальние пещеры до сегодняшнего дня сохранилось строение, с XVIII в. использовавшееся в качестве ризницы. На плане пещер, приведенном в Киево-Печерском Патерике 1661 г., оно указывается как храм в честь св. апостола Андрея Первозванного.

Рядом с колокольней, в здании, прежде занимаемом блюстителем Дальних пещер, находится канцелярия Митрополита Киевского и всея Украины. Нижний цокольный этаж построен в конце 1790-х годов «мурмейстером» И. Володимировым. Верхний деревянный этаж заменен каменным в 1812–1814 гг. по проекту блюстителя Дальних пещер иеромонаха Арсения.

В житии преподобного Феодосия говорится, что он «создал двор возле монастыря своего и церковь построил во имя святого первомученика Стефана, и здесь поселил нищих, и слепых, и хромых и больных. И от монастыря подавал им все потребное, и от всего бывшего в монастыре отдавал десятую часть». Двор этот находился между Ветхим и Новым монастырями, где-то в районе современной Воскресенской церкви. Скорее всего, церковь Первомученика Стефана была освящена 27 декабря 1069 г. После XI в. упоминаний о ней не имеется.

С ХVII в. на том месте, где преп. Феодосий в 1056 г. устроил богадельный дом, началась застройка странноприимного двора — целого комплекса гостиниц для паломников. Странноприимный двор, расположенный на холме над Ближними и Дальними пещерами, занимает четвертую часть территории монастыря. Со всех сторон он был обнесен стеной, ограждавшей его и со стороны улицы, и со стороны пещер.

Лаврская странноприимница состояла из 14 гостиничных корпусов и больницы для бедных и богомольцев с церковью во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», построенной и освященной в 1866 г. Церковь, находящаяся на втором этаже 68-го корпуса странноприимницы, была богато украшена лепкой и росписями. В 1868 г. учитель Белоцерковской гимназии И.Г. Осмоловский изготовил для церкви иконостас, два киота к клиросам и два жертвенника.
Каждый храм Киево-Печерской Лавры имеет свою историю и свой неповторимый образ, сложившийся под влиянием разных эпох и присущих им стилей. Но ни времена, ни изменчивость архитектурных стилей не угасили древний молитвенный дух лаврских церквей. С любовью и верой возводились они нашими православными предками. Их своды предназначены для соборной молитвы, для проповеди Слова Божия, для совершения Святых Таинств. Их величие и красота убранства призваны напоминать о вездеприсутствии Божием, о молитве, о горнем мире и вечности.

Разделяя судьбу Украины и ее народа, Лавра подвергалась многократным разорениям. Страдали и храмы. Годы богоборчества нанесли тяжелый удар не только по рукотворным храмам, но и по душам людей. Мы разучились понимать красоту церковной архитектуры, ее бесконечно глубокий смысл.
Святитель Тихон Задонский писал: «Всякое место, на немже Бог глаголется обитати, домом Божиим нарещися может, дом бо есть место обитания. Обаче молитвенные храмы, тщанием боголюбивых людей состроенные, собственне домом Божиим называются. Ибо в них единых служения, единому Богу подобающия, отправляются; на то бо они и устрояются и освящаются. В них бо священннодействия совершаются, святые Тайны совершаются, пения совершаются, славословия совершаются. В них непостижимая оная, «в нюже и Ангели желают приникнути» (1 Петр. 1, 12), Безкровная небесному Отцу, по вся дни приносится Жертва. В них Дух Святый на предложенные святые Дары снисходит, священнодействие совершает, молящихся освящает…»

Сегодня в возвращенных монастырю храмах святой Лавры вновь совершаются богослужения, возносятся молитвы. Великие творения рук наших благочестивых предков вновь ожили и принимают под свои своды души, жаждущие истины и духовного утешения.

 

 
Детский хор Детский хор
Проповеди Проповеди
Статьи Статьи
Интервью Интервью
Комментарии Комментарии
Видеоматериалы Видеоматериалы
Социальное служение Социальное служение
Информация для журналистов Информация для журналистов

23.10.2014 г.

Митрополит Павел совершил литургию на горе Елеон
 

22.10.2014 г.

Наместник Лавры возглавил богослужение в храме Святой Троицы в Хевроне
 

21.10.2014 г.

Митрополит Павел отслужил Литургию в Капернауме (обновлено)
 

21.10.2014 г.

Братія Лаври відвідала дітей з вадами зору на Закарпатті
 

20.10.2014 г.

Наместник Лавры совершил Литургию в подворье Горненского монастыря Русской духовной миссии в Иерусалиме
 

19.10.2014 г.

...не будь неверующим, но верующим
 
Лавра и мир
Регистрация






Забыли пароль?
Система Orphus      
Карта сайта