Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Библиотека

Посетить электронную библиотеку

В древней Руси первые библиотеки формировались при кафедральных соборах и монастырях. Чтение книг считалось не развлечением, но делом наравне с молитвой и послушанием. Так в Печерском патерике в житии Арсения Трудолюбивого рассказывается о том, что преподобный «никогда не был празден, но всегда творил послушание, молился или читал книги».

Из «Повести временных лет» мы видим, как святой благоверный князь Ярослав Мудрый создал первую на Руси публичную библиотеку при Софийском митрополичьем соборе. Его сподвижник митрополит Иларион после оставления кафедры вновь поселился в Киево-Печерской обители, где поддержал начинание молодого игумена преподобного Феодосия Печерского в собирании книг. Они послали в Константинополь будущего епископа Переяславского блаженного Ефрема для списания устава Патриарха Алексия Студита. Наш монастырь жил по этому уставу до Батыева нашествия. Также святым Ефремом были привезены богослужебные книги на весь годовой круг, которые стали ядром зарождающейся библиотеки. В житии преподобного Феодосия мы читаем, что в монастыре возникла мастерская, занимавшаяся перепиской книг, при непосредственном участии сего блаженного старца: «Книгописец монах Иларион денно и нощно трудился в келье преподобного, монах Никон книги переплетал, прп. Феодосий сам прял нити для переплета». Имена первых книгохранителей Киево-Печерского монастыря неизвестны, возможно, хранение книжной казны было дополнительным послушанием, но прп. Феодосий был руководителем библиотеки, его можно считать покровителем всех церковных библиотек. При Лавре сформировалась летописная школа, наиболее яркими представителями которой были преподобные Никон, Нестор Летописец, Сильвестр и Поликарп.

Наша библиотека развивалась вместе с монастырем, были у нее свои периоды расцвета и упадка. До середины XII века библиотека расширялась. Но с усилением княжеских усобиц монастырь несколько раз не избежал разграбления. В Батыево нашествие монастырь был полностью разрушен и вместе с ним погибла его библиотека. Монастырь был возобновлен только в XIV веке, и Великая Лаврская церковь стала усыпальницей Киевских князей. Была возобновлена и библиотека. Одними из основных дарителей в ней были киевские князья Олельковичи и волынские князья Острожские. Также над собранием книг особенно потрудились Печерские архимандриты – Никифор Тур, Елисей Плетенецкий и Захария Копыстенский. Они управляли Лаврой в тяжелые для Православия времена, в непростой борьбе против насаждения унии на православных землях им приходилось полемизировать со своими противниками, это требовало глубоких историко-богословских знаний, которые черпались ими в том числе из книг лаврской библиотеки. В 1616 году в Лавре открылась типография. Часть напечатанных в типографии книг передавалась лаврской библиотеке. А в 1631 году бывший тогда архимандритом Лавры святитель Петр Могила открыл Высшее училище, впоследствии – Киево-Могилянскую духовную академию, в Лавре организовался культурно-просветительский кружок, центром которого стала академия, причем большая часть преподавателей в академии была из числа лаврской братии, – все это говорит о наличии в стенах монастыря обширной библиотеки.

Лаврская библиотека часто страдала от пожаров, особенно сильным был пожар 1718 года. Как пишут историки, «он уничтожил все деревянные сооружения, повредил много каменных зданий, погибло немало церковных ценностей, в частности лаврская библиотека», но благодаря стараниям лаврских монахов она снова возродилась. А в следующем веке над собранием книг трудились такие духовные просветители, как митрополиты Евгений (Болховитинов) и святитель Филарет (Амфитеатров). В начале ХХ века митрополит Киевский Флавиан пожертвовал Лавре свою личную библиотеку.

Можно сказать, что период с середины XV по начало XX века был продолжительным периодом рассвета монастыря. Хотя были и войны, и нашествия, и пожары, но Господь не оставлял монастырь. Он был не обделен людьми деятельными и просвещенными, ему давались большие пожертвования, которые шли в значительной части на культурно-просветительскую деятельность.

Но пришли годы антихристовой революции. Все имущество Лавры, в том числе и лаврская библиотека, было национализировано. Значительная часть фондов была уничтожена или попала за границу. Это могло сравниться только с Батыевым нашествием.

В 1988 году по молитвам Матери Божией и заступников монастыря преподобных Антония и Феодосия Печерских в Лавре вновь затеплилась лампада монашеской жизни, было возобновлено библиотечное дело. Фонды стали пополняться теми изданиями, которые успели спасти в период правления богомерзкой власти лаврские монахи и прихожане. Стали закупаться и новые книги, в библиотеку передавалась часть книг, которые начали выходить из возобновленной в 1995 году лаврской типографии.

За 20 лет, прошедших после возрождения монастыря, было собрано более 10 тысяч томов. В 2008 году благодаря трудам Наместника Лавры архиепископа (сейчас в сане митрополита) Павла библиотека была переведена в помещения, позволяющие наилучшим образом разместить и упорядочить библиотечные фонды. Учет и каталогизация лаврских библиотечных фондов осуществляется на базе современных информационных технологий, что значительно облегчает поиск литературы и сотрудничество с другими библиотеками.

За всю историю своего существования Лавра старалась нести свет веры Христовой людям, исполняя слова Спасителя: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам…» (Мф. 28:19-20).

Месторасположение библиотекиМатериал подготовил лаврский библиотекарь иеродиакон Илия


 

Контакты лаврской библиотеки: Киев, ул. Лаврская, 15 (корпус №68). Телефон для справок: +38-044-255-11-74

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

;